Роль негосударственного пенсионного фонда в системе пенсионного обеспечения рф 2021 год

В 2021 году Пенсионный фонд направит на пенсии — 8,4 трлн, а на материнский капитал – 443,3 млрд рублей

Согласно проекту, средства бюджета ПФР будут направлены на предоставление материнского (семейного) капитала, на выплату страховых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, дополнительного материального обеспечения, федеральной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, предоставление компенсации для оплаты стоимости проезда к месту отпуска и обратно лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и других социальных выплат. Перечень выплат сформирован исходя из государственных обязательств, закрепленным федеральным законодательством. Все эти меры социальной поддержки и социального обеспечения граждан составляют обязательные расходы Пенсионного фонда.

Размер пенсионных выплат заложен в бюджете с учетом размеров пенсионного обеспечения, предусмотренным действующим законодательством. Так, в соответствии с нормами закона, индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам предусмотрена на уровне 6,3%, а социальных пенсий — на уровне 2,6%. Так, среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров в 2021 году составит 17443 рубля. Всего на финансирование выплаты страховых пенсий в 2021 году запланированы средства в сумме 7,8 трлн рублей, на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсии, компенсаций, пособия на погребение будет направлено 632,7 млрд рублей.

Также в проекте бюджета ПФР предусмотрена индексация материнского капитала исходя из прогнозного уровня инфляции 2021 года в 3,7%, определенного в основных параметрах сценарных условий прогноза социально-экономического развития Минэкономразвития России. Соответственно размер материнского капитала в 2021 году составит 483 882 рубля на первого ребенка, 639 432 рубля на второго ребенка, если на первого семья не получала материнский капитал, размер доплаты на второго ребенка, если семья получала материнский капитала на первого ребенка, составит 155 550 рублей. Всего на материнский капитал в 2021 году запланированы средства в сумме 443,3 млрд рублей.

Доходы Пенсионного фонда формируются из страховых взносов и трансфертов федерального бюджета, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда для финансового обеспечения социальных обязательств государства, осуществление которых отнесено к компетенции Пенсионного фонда, прочих доходов, в том числе от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, а также доходов от инвестирования и временного размещения средств пенсионных накоплений. Доходы бюджета Пенсионного фонда в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сформированы исходя из тарифа страхового взноса в размере 22% в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов и 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов. При этом для отдельных категорий плательщиков страховых взносов применены льготы, что снижает объем поступлений в Пенсионный фонд. Так, например, для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, страховые взносы с 2021 года определены исходя из тарифа страхового взноса в размере 6%.

24 декабря 1999 года решением коллегии Министерства путей сообщения РФ была создана система негосударственного пенсионного обеспечения работников железнодорожного транспорта. В качестве отраслевого пенсионного фонда утвержден НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ». Специалистами Министерства путей сообщения, РОСПРОФЖЕЛ и НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» был разработан и затем утвержден основополагающий нормативный документ — Положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников железнодорожного транспорта.

Социальную пенсию в этом году подняли на два процента, а в следующем она должна вырасти на семь процентов. Предполагается, что к концу этого года она составит 9,3 тысячи, а в следующем 9,9 тысячи рублей. В 2021 году её собираются проиндексировать на 2,6 процента, в 2022-м — на 3,1 процента.

Поздравляем Вас с наступающим Новым годом — годом 20-летия нашей Ассоциации! Спасибо всем, кто остается с нами все эти 20 лет, активно работая на благо пенсионного рынка! Желаем всем в наступающем году крепкого здоровья, веры в собственные силы, больших успехов в бизнесе, тепла и уюта в доме и только хороших новостей!

Страховое пособие по инвалидности назначают особам, признанным инвалидами I-III группы независимо от причин, рода и вида деятельности, величины страхового стажа. При полном отсутствии страхового стажа государство выплачивает инвалидам ежемесячное социальное пособие, финансируемое из федерального бюджета.

Начиная с 2021 г., и предположительно по 2021 г., в связи с экономическим кризисом Правительством РФ объявлен мораторий — накопительная часть пенсий «заморожена», а взносы переводятся в страховую часть и преобразуются в пенсионные баллы. Дальнейшая судьба накопительной системы остается под вопросом, одновременно Правительство обещает учесть собранные до моратория средства при будущих выплатах.

Пенсия в 2021 году в России

Пенсия по потере кормильца рассчитывается как сумма произведения индивидуального пенсионного коэффициента со стоимостью коэффициента на день назначения выплаты и базовой суммы компенсации. При расчете выплаты на детей одинокой матери коэффициент увеличивается в два раза, а для круглых сирот суммируются показатели коэффициента обоих родителей. Повышающий коэффициент может быть применен только в случае, если до своей смерти умерший не оформлял пенсию по возрасту.

Не многие знают, что такое негосударственная пенсия, и кто на нее может рассчитывать. До начала пенсионной реформы люди могли повлиять на размер своей пенсии только за счет официального трудоустройства на работу с более высоким окладом. На сегодняшний день каждый человек может смоделировать уровень своей жизни в старости. В законе предусмотрена возможность переводить собственные средства на выделенный счет в Пенсионном Фонде, чтобы воспользоваться ими, когда уже не сможешь работать в полную силу. Перечислять средства в ПФ могут:

В 2021 году анонсировано о множестве изменений в пенсионной системе, которые коснутся практически каждого пенсионера. Они имеют отношение к индексации, к единоразовым выплатам и к корректировке размера пенсионного обеспечения в соответствии с применяемыми коэффициентами. Планируются изменения и в организационной сфере пенсионной системы. Рассмотрим подробнее, какие виды пенсий назначаются в 2021 году, как их оформить и рассчитать сумму дотации, а также, что можно ожидать в будущем пенсионерам.

увеличения вклада не только за счет собственных инвестиций в проект, но и за счет процентов, начисляемых банком за предоставляемое вкладчиком ему право пользоваться деньгами для получения инвестиционного дохода до момента, пока они полностью не будут выведены.

Накопительные отчисления не используются в системе выплаты текущих пенсий. Они удерживаются на отдельный счет, средства с которого Пенсионный Фонд передает в негосударственный ПФ или в управляющую компанию для инвестиции в ценные бумаги с целью получения инвестиционного дохода.

Пенсионная система России

Рассмотрим, как устроена российская пенсионная система, виды материального обеспечения, как работают ПФР и негосударственные фонды. Постараемся ответить на вопрос о том, как повысить размер будущего пособия тем, кто сегодня официально трудоустроен. Кратко расскажем о повышении возраста для мужчин и женщин, а также то, в каком направлении будет идти пенсионная реформа в дальнейшем.

  • по инвалидности. Назначается частично дееспособным и недееспособным гражданам. Ее размер зависит от группы инвалидности. Наибольший размер положен тем, кто полностью зависит от третьих лиц и не может самостоятельно, без постороннего ухода, контролировать себя и передвигаться. Меньшая сумма положена инвалидам второй группы, которые могут работать с использованием различных вспомогательных инструментов. И, наконец, те, у кого есть серьезный недуг, но он не препятствует работе, не связанной с большими нагрузками, будут получать наименьшие выплаты. При этом речь идет о соотношении выплат в отдельном регионе, т. к. в одном субъекте Федерации размер пенсии по инвалидности может в значительной степени отличаться.
  • социальные. Регулярные денежные выплаты, которые назначаются государством и не зависит от трудового стажа. Даже если гражданин не работал официально и не платил необходимые взносы, он будет иметь право на минимальное социальное обеспечение. Правда, пенсия в этом случае будет относительно небольшой.
Вас может заинтересовать ::  Бесплатный проезд для ветеранов труда в поезде ласточка екатеринбурге

Чтобы ответить на вопрос, есть ли отличие в работе ПФР и НПФ, рассмотрим цели и обязанности, которые стоят перед ними. В целом как государственная, так и частные системы решают задачи по выплате средств тем гражданам, которые по закону имеют право на социальные пособия.

Социальную политику любого развитого государства составляет ряд правовых и экономических норм, на основании которых гражданам предоставляется материальная поддержка. Пенсионная система в России предусматривает финансовое обеспечение определенных категорий граждан, к которым относятся люди пожилого возраста, недееспособные граждане и некоторые семьи – в случае потери кормильца.

Государственный пенсионный фонд России контролирует, чтобы плательщики вовремя и в нужном объеме платили необходимые взносы, и направляет средства тем, кто имеет право на социальные выплаты. Все лица, задействованные в пенсионной системе, внесены в базу данных. Ведется учет поступающих в фонд и выплачиваемых средств. Работа ПФР регламентируется ФЗ № 166 – о пенсионном гособеспечении в РФ. На основании действующего законодательство перед ПФР обязан решать следующие текущие задачи:

  • собирать страховые взносы;
  • финансировать выплаты государственных пенсий в РФ;
  • взыскивать с работодателей и тех, кто привел к инвалидности граждан, необходимые суммы для дальнейшей выплаты государственных пенсий;
  • капитализировать собранные средства и привлекать для этого физ- и юрлиц на добровольной основе;
  • предоставлять гражданам необходимую информацию о государственном пенсионном обеспечении;
  • контролировать поступление страховых взносов и правильное расходование средств;
  • организовывать и вести персональный учет застрахованных лиц по различным категориям;
  • вносить в органы законодательной власти предложения по совершенствованию пенсионной системы.
  • вероятность увеличения своего пенсионного объёма с применением аккумулятивных (накопительных) средств;
  • исключение возможности закрытия или исчезновения фонда, пребывающего под надзором государства. Это даёт большую гарантию безопасности и сохранения накопленных сбережений.

Общественные пенсионные фонды представляют специальные некоммерческие учреждения социального обеспечения. В их основную структуру входит реализация сервиса общественного обеспечения населения. Главной целью такой организации служат пенсионные компенсации личностям, преодолевшим установленный возрастной порог.

  • наличие пенсионных начислений производится и при отсутствии официального трудового стажа у застрахованного лица, в то время, как в государственном фонде необходима надлежащая выслуга лет, отработанных гражданином на официальном трудоустройстве;
  • такая система страхования предоставляет независимый выбор организации и оформление документов любым совершеннолетним жителем страны.

Возможность данного страхования доступна для каждого заинтересованного человека. При непринудительном обращении в негосударственную организацию достаточно оформить контракт для получения пенсионного страхования, который составляется при участии организации и страхующего лица, и подписывается в двухстороннем порядке. Оформление данного страхования, как и государственного, подтверждается наличием страхового полиса.

Помимо обязательного страхования в Российской Федерации большой интерес проявляют к такому виду услуги, как негосударственное пенсионное страхование. Оно осуществляется на добровольной основе в дополнение к обязательному. На территории РФ данный вид страхования появился в 2002 году.

Можно вступить в нпф в 2021 году

В 2021 году продолжают меняться условия получения страховой пенсии. Как мы помним, с 2019 года в России начал постепенно повышаться общеустановленный возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения происходят поэтапно в течение длительного переходного периода, который составляет 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин — 60 лет.

По умолчанию все накопления находятся под управлением ПФР. Это тоже позволяет получить минимальный доход, так как средства передаются для инвестирования в ВТБ (банк с государственным участием). Так как направления для инвестирования накоплений через ВТБ определяет государство, ежегодный доход обычно не превышает 1-2%. Чтобы получить больший доход от своих накоплений, можно подать заявление на переход из ПФР в НПФ.

  1. Определение фонда, который наиболее вызывает доверие. Необходимо провести анализ его деятельности и отзывы людей, уже вложивших в него средства, проверить как давно он осуществляет свою деятельность и изучить правоустанавливающую документацию.
  2. Заключение договора, включающего пенсионное страхование. Перед подписанием необходимо внимательно изучить текст. В нем должны быть установлены положения о размере взносов и периодичность их внесения. Необходимо с сотрудниками организации разработать индивидуальный план, который будет содержать ориентировочные суммы и их корректировку, в зависимости от финансовых возможностей клиента. Пополнение накоплений может производиться на разных условиях, выгодных для вкладчика. Для подписания документа нужно представить оригинал паспорта, копию ИНН и свидетельство о пенсионном страховании.
  3. Направление до 31 декабря текущего года в ПФ РФ заявление о переводе средств в НПФ. Это важнейшее условия для перехода в некоммерческую организацию. Обращение может быть передано лично сотруднику Пенсионного фонда и должно содержать соответствующее решение, а также наименование учреждения, с которым планируется сотрудничество. К нему потребуется приложить СНИЛС и гражданский паспорт. После приема документов, выдается соответствующая расписка. Направить заявление можно через МФЦ либо средствами почтовой связи заказным письмом с уведомлением.

Для всех граждан, не попадающих в особые категории, производится ежемесячная выплата из расчёта возраста дожития (в 2020 году 258 месяцев, а в 2021 это 264). То есть, накопленная сумма делится на количество месяцев. Получившееся число — Ваша ежемесячная выплата. Естественно, что из — за увеличения возраста дожития в 2021 году она уменьшится (по расчётам Минтруда на 2,3%).

Сведения лицевого счета будут учитываться при назначении пенсионных выплат, а размер накоплений напрямую влияет на сумму будущей пенсии. Поэтому каждый гражданин заинтересован не только в пополнении лицевого счета, но и регулярном преумножении их за счет инвестирования.

В соответствии с законом работодателем разрабатывается специальная программа по выплате сотрудникам пенсией раньше достижения возраста выхода на заслуженный отдых. Этим документом определяется порядок функционирования системы досрочного обеспечения выплат работникам, что трудятся на местах с условиями, признанными вредными для здоровья.

Формирование и выплата профессиональных (ранее – льготных) пенсий должны осуществляться на основании договора работодателя, имеющего рабочие места с особыми условиями труда, с ПФР или НПФ. Предусматривается установление 14 категорий профессий, на базе которых будут учреждаться профессиональные системы. Оценка условий труда на конкретных рабочих местах — на основании аттестации рабочих мест.

Многие граждане встретили пенсионную реформу с неодобрением. Судя по отзывам в интернете, прошедшим массовым акциям протеста и данным статистических агентств, далеко не всем понравилась выбранная руководством страны стратегия и необходимость работать лишние 5 лет даже при том условии, что впоследствии уровень выплат будет выше. При этом нового повышения пенсионного возраста на сегодняшний день не планируется.

Фонд осуществляет негосударственное пенсионное обеспечение в соответствии с Пенсионными правилами Фонда по определенным пенсионным схемам. Пенсионная схема – это совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий.

• Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.

Какие пенсионные изменения ждут россиян в; 2021; году

Институт финуполномоченного создан для повышения эффективности защиты прав потребителей финансовых услуг и снижения количества судебных споров между компаниями и их клиентами. Например, на страховом рынке за 2019 год количество судов по ОСАГО и каско сократилось на 40%.

Вас может заинтересовать ::  Выплата в зоне проживания с социально-экономическим статусом

Новые требования во многом повторяют правила инвестирования пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию, в которые тоже внесен ряд существенных изменений. Раньше возможности вложений именно резервов были очень широкими, теперь их спектр сузился. Это должно повлиять на устойчивость фондов, хотя может снизить доходность пенсионных резервов, так как менее рисковые активы всегда менее доходные.

С 1 июля 2021 года вступают в силу некоторые положения указания Банка России , которые устанавливают определенные требования к раскрытию информации на сайтах негосударственных пенсионных фондов. Все фонды должны будут в обязательном порядке обнародовать состав своих портфелей пенсионных резервов и накоплений вплоть до каждого эмитента, с указанием идентификационного номера ценной бумаги. Это надо будет делать ежемесячно с временным лагом в шесть месяцев. Сейчас все фонды обязаны раскрывать только структуру инвестиционных портфелей — то есть в какие именно активы (акции, ОФЗ, корпоративные облигации или депозиты) — вложились фонды.

Для получения страховой пенсии есть еще требования по стажу и пенсионным коэффициентам (их иногда еще называют пенсионными баллами). В течение десяти лет, пока идет реформа, эти показатели также будут меняться и к 2029 году составят — 15 лет рабочего стажа и 30 баллов.

В 2021 году продолжают меняться условия получения страховой пенсии. Как мы помним, с 2019 года в России начал постепенно повышаться общеустановленный возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения происходят поэтапно в течение длительного переходного периода, который составляет 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин — 60 лет.

Таким образом, после стагнации в 2017–2018 годах функционирование негосударственных пенсионных фондов в 2019 году характеризовалось в целом положительной динамикой, что доказывается ростом численности застрахованных лиц, увеличением пенсионных резервов, объемов пенсионных накоплений и, по нашему мнению, свидетельствует о повышении степени их надежности, что также подкрепляется гарантиями и поддержкой со стороны государства и ростом уровня доверия населения.

Исторический опыт развития пенсионных систем показывает, что мировая практика уже давно идет в направлении формирования трехуровневой системы пенсионного обеспечения: страховой, корпоративной и накопительной, где значительное место отводится корпоративной и накопительной компоненте. Это обусловлено в первую очередь увеличением в последние десятилетия государственных расходов на пенсионное обеспечение в большинстве стран, и данная тенденция сохранится в долгосрочной перспективе. По прогнозам, в среднем пенсионные расходы увеличатся с 8,8% валового внутреннего продукта (ВВП) в 2015–2016 гг. до 9,4% ВВП в 2050 году [17] (OECD, 2019).

Научная гипотеза. На протяжении последних трех десятилетий отечественная пенсионная система находится в процессе трансформации, но желаемого эффекта данные преобразования не принесли. В связи с этим представляется целесообразным активизировать развитие негосударственного пенсионного обеспечения, включающего в себя корпоративное добровольное пенсионное страхование и индивидуальное пенсионное страхование физических лиц, нацеленное на средне- и высокооплачиваемые категории граждан.

Обязательное пенсионное страхование работает в рамках системы начисления баллов, а накопительная система охватывает примерно 40% работников. Из-за старения населения и влияния этого фактора на пенсионные выплаты правительство с 2015 года заморозило страховые взносы в накопительную систему пенсионной системы, и эти ресурсы были переданы для финансирования дефицита солидарной системы. Хотя теоретически обязательная накопительная система все еще существует, но на практике перечисление взносов в нее вряд ли возобновится в ближайшем будущем. Так, поступившие в 2019 году в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) страховые взносы на выплату накопительной пенсии в объеме 335,1 млн руб. в условиях действия «моратория» фактически полностью относятся к расчетным периодам до 1 января 2014 года, в 2018 году данный показатель был выше на 0,7 раза (446,5 млн руб.) [20].

Следует отметить, что средневзвешенная доходность инвестирования средств пенсионных накоплений НПФ впервые с 2015 года превысила результаты инвестирования пенсионных накоплений ПФР по расширенному портфелю на 2,6%. Доходность инвестирования средств пенсионных накоплений по расширенному инвестиционному доходу государственной управляющей компанией ВЭБ.РФ составила 8,7% [25], что превышает в 2,5 раза уровень инфляции, которая, по данным Росстата, в 2019 году составила 3%. Данный показатель выше показателя 2018 года (6,07%) на 2,63% и ниже средневзвешенной доходности инвестирования средств пенсионных накоплений НПФ на 1,4%.

Если будущий пенсионер хочет в старости получать больше, он может поучаствовать в программе НПО — негосударственного пенсионного обеспечения. Взносы на НПО он делает сам. НПФ, у которых нет лицензии на ОПС, формируют и платят только негосударственные пенсии. Изначально негосударственные пенсионные фонды для этого и создавались.

Если человек хочет перейти без потерь, ему не нужно ждать 4 года, чтобы написать заявление и перейти на следующий год. Человек может сделать срочный переход — написать заявление в любой момент в течение пятилетки, которое автоматически будет исполнено по завершении цикла — на следующий год после фиксации инвестдохода. Такое заявление называется заявлением о переходе.

Пенсионный фонд России. Если вы ничего не делаете и не выбираете себе страховщика, то им по умолчанию становится ПФР. Он направляет ваши средства в государственную управляющую компанию Внешэкономбанк — ВЭБ. Деньги вкладываются в инвестиционный портфель «Расширенный». Портфель состоит из российских государственных и ипотечных ценных бумаг, корпоративных облигаций, депозитов и счетов доверительного управления — в рублях и валюте.

Лучшие НПФ зарабатывают больше ПФР. Деньги молчунов инвестирует УК ВЭБ. Ее средняя доходность за 2011—2019 годы — 7,7% годовых. Семерка лучших НПФ показала за тот же период доходность от 7,9% до 9,7%. Разница кажется небольшой, но на длительном отрезке заметна, а пенсионные накопления всегда подразумевают длительный отрезок.

Досрочный переход — на следующий год. Если человек не хочет ждать пять лет, он может написать заявление о досрочном переходе. По заявлению о досрочном переходе пенсию переводят на следующий год после заключения договора с новым фондом, до 1 апреля. Будущий пенсионер потеряет доходность за тот период, который пробыл в пенсионном фонде: от года до четырех лет.

Минфином России разработан проект закона о формировании за счет личных взносов граждан дополнительного пенсионного обеспечения при стимулирующей поддержке государства

На правоотношения по гарантированному пенсионному плану распространяется система гарантирования прав, предусмотренная законодательством о гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений.

Проектом предусмотрены переходные положения, касающиеся порядка передачи средств пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии и т.д. в качестве пенсионного взноса по договору гарантированного пенсионного плана.

Негосударственное пенсионное обеспечение

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) — дополнительный вид пенсионного обеспечения граждан нашей страны. Осуществляется негосударственными пенсионными фондами (НПФ), имеющими соответствующую лицензию, на основе договоров о негосударственном пенсионном обеспечении, заключаемых с физическими или юридическими лицами.

Отличительная особенность НПО — его добровольный характер, т.е. если государственная пенсионная система в нашей стране основана на принципе обязательного пенсионного страхования и обязательных страховых взносах, то негосударственное пенсионное обеспечение основано на добровольности выбора пенсионной программы и добровольных пенсионных взносах.

Размер негосударственной пенсии не зависит ни от трудового стажа, ни от заработной платы, ни от размера государственной (страховой и накопительной) пенсии. Негосударственная пенсия формируется исключительно за счет добровольных пенсионных взносов, уплачиваемых в НПФ и дохода от их размещения (инвестирования). Чем больше накоплено пенсионных средств, тем больше будет размер негосударственной пенсии. Размер пенсии рассчитывается, исходя из суммы пенсионных средств, сформированных в пользу будущего пенсионера и срока выплаты негосударственной пенсии (в течение определенного ряда лет или пожизненно). Негосударственная пенсия и накопленные пенсионные средства при определенных условиях подлежат выплате правопреемникам, то есть наследуются.

Вас может заинтересовать ::  Какую сумму дают за 3 ребенка в 2021 году в свердловской области

При организации негосударственного обеспечения работодателем, работодатель (юридическое лицо) заключает с НПФ договор НПО в пользу своих работников. В этом случае работодатель становится вкладчиком, а работники, включенные в корпоративную пенсионную программу, участниками, т.е. вкладчик уплачивает пенсионные взносы, а участники получают или будут получать негосударственную пенсию.

Если физическое лицо самостоятельно заключает пенсионный договор в свою пользу, выбирая личную пенсионную программу, то гражданин одновременно является и вкладчиком, и участником, т.е. и уплачивает пенсионный взнос, и будет получать негосударственную пенсию.

Таким образом, различия этих двух основных мировых пенсионных систем заключаются в роли государственного сектора после прекращения трудовой деятельности: классическая Бисмарковская модель преследует цели сохранения дохода после выхода на пенсию, а классическая модель лорда Бевериджа преследует цели обеспечения прожиточного минимума для пенсионеров. Изучая статистику о размере активов негосударственных пенсионных фондов за рубежом в процентах к ВНП, можно сделать вывод о том, что начиная с 1970 г. они, аккумулируя значительные финансовые ресурсы на рынке капитала, стали активными участниками финансовой системы, мирового инвестиционного процесса, важнейшим элементом пенсионного обеспечения. Активы пенсионных фондов в таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Швейцария, составляют более 50% к внутреннему национальному продукту [2].

Только проведение целенаправленной государственной политики по осуществлению пенсионной реформы создаст условия для решения перечисленных проблем и позволит системе негосударственного пенсионного страхования занять то место, которое ей отводится российской программой пенсионной реформы: стать компенсатором невысокой государственной пенсионной страховки. Достаточно небольшие усилия требуются для разрешения проблемы недостатка информации о функционировании негосударственной пенсионной системы страны и ее возможностях по страхованию российских граждан от пенсионных рисков. Действительно, НПФ имеет в нашей стране гораздо меньшую рекламную поддержку в СМИ, чем другие финансовые институты (коммерческие банки и страховые компании). По мнению Айзиновой И.М., «причины пассивности застрахованных лиц известны. Это неподготовленность людей к пониманию институтов пенсионного страхования: недоверие к деятельности негосударственных компаний. информационный вакуум для населения в этой проблеме» [1].

Система социального страхования призвана обеспечивать профилактику, восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение оздоровительных мероприятий и переподготовку, а также гарантировать материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее. «Социальный риск» — это вероятность материальной необеспеченности трудящихся при утрате ими возможности участвовать в экономическом процессе. Причины и факторы социального риска зачастую носят объективный по отношению к отдельно взятому человеку характер: угрозы безработицы, потери трудоспособности из-за несчастного случая, болезни и т.д. [5]. Таким образом, защита от социальных рисков является объективно закономерной функцией современного общества в его взаимоотношениях с людьми, общностями, социальными группами. Смысл этой функции — обеспечение необходимых условий существования каждого гражданина и устойчивости общества как целостного образования.

  • неэффективная система налогообложения в сфере негосударственного пенсионного обеспечения;
  • недостаточное количество объектов инвестирования пенсионных резервов;
  • невысокий уровень доходов граждан России;
  • низкая страховая культура населения;
  • отсутствие необходимой информации о функционировании системы негосударственного пенсионного обеспечения [3].

В рыночной экономике существуют разнообразные формы частного страхования от социальных рисков, являющегося разновидностью добровольного личного страхования граждан, которое осуществляется за счет взносов физических и юридических лиц в частные страховые компании, негосударственные пенсионные фонды. В данном случае действуют принципы рыночной эквивалентности индивидуальной оценки социального риска, зависимости размера возмещения от индивидуальной платежеспособности. Развитие рыночных экономических отношений в России создало объективные предпосылки для возникновения на финансовом рынке принципиально новой формы негосударственного пенсионного обеспечения, условия которого были определены Федеральным законом № 75-ФЗ от 07.05.1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» [10]. Согласно данному Закону пенсионное страхование — часть пенсионной системы, обеспечивающая дополнение к обязательному пенсионному страхованию в виде предоставления пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц [1]. Иными словами, негосударственные пенсионные фонды призваны аккумулировать средства инвесторов для их последующего увеличения. Этот вид коллективного инвестирования отличают, как правило, консервативная инвестиционная политика и высокая надежность вложений.

Средневзвешенная доходность рассчитывалась на основе показателей доходности пенсионных накоплений и резервов по данным анкет НПФ, принявших участие в анкетировании, путем суммирования произведений показателей доходности фондов и их долей в общем объеме средств пенсионных накоплений или резервов.

Согласно предварительным оценкам агентства «Эксперт РА», объем пенсионных средств, находящихся в распоряжении НПФ, по итогам 2020 года составил 4,43 трлн рублей. Объем средств пенсионных накоплений за год увеличился на 4,7% и составил 2,96 трлн рублей. Объем средств пенсионных резервов прибавил 6,5%, достигнув 1,47 трлн рублей. При этом средняя доходность фондов по пенсионным накоплениям опередила доходность по пенсионным резервам.

Рейтинговые оценки, обзоры, исследования и иные публикации, размещенные на сайте, выражают мнение АО «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендаций покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не принимает на себя никакой ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями, прямо или косвенно связанными с рейтинговой оценкой, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в рейтинговом отчете и пресс-релизах, исследованиях, обзорах и иных публикациях, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного.

Обзор рынка НПФ за 2020 год подготовлен рейтинговым агентством «Эксперт РА» на основе анкетирования негосударственных пенсионных фондов. В анкетировании приняли участие 22 фонда. Суммарный объем пенсионных накоплений и резервов участников обзора составил порядка 4,3 трлн рублей на 31 декабря 2020 года, или около 98% пенсионных средств НПФ, работающих на российском рынке.

Для проверки правильности предоставляемых НПФ данных используются процедуры сравнения запрашиваемых показателей с результатами предыдущих периодов, а также сверка полученных сведений с имеющейся доступной статистикой, однако ответственность за точность этой информации несут сами фонды.

Пенсионный индивидуальный лицевой счет застрахованного лица

  • назначения и выплаты пенсий в соответствии с трудовым стажем и состоянием индивидуального пенсионного счета каждого застрахованного лица;
  • создания достоверной информационной базы, в которой хранятся сведения о заработке и отработанном стаже будущих пенсионеров;
  • обеспечения лучшего контроля за соблюдением законодательства в части удержания и перечисления страховых взносов работодателями;
  • оперативного информирования застрахованных лиц о размере пенсионных отчислений;
  • развития большей заинтересованности в уплате легальных взносов в ПФ РФ.

В свою очередь, организации или физические лица, которые сами являются страхователями, обязаны зарегистрироваться как плательщики страховых взносов. Они должны вести учет начисленных взносов, своевременно и полностью уплачивать страховые платежи в ПФ, предоставлять страховщику документы, необходимые для назначения и выплаты пенсионного обеспечения, а также выполнять требования территориальных органов ПФ в рамках законодательства РФ об ОПС.

Чтобы устранить это, правительство пошло на такую непопулярную меру, как повышение пенсионного возраста. Более длительная трудовая деятельность, которая позволит увеличить объем перечислений в ПФ, могла бы отчасти быть решением проблемы. Но при этом следует учесть сокращающуюся продолжительность жизни, низкий уровень медицинского обслуживания.

Таким образом, индивидуальный лицевой счет застрахованного лица – это информационный банк данных, хранящий персональные сведения о лице, его трудовой жизнедеятельности, о суммах начисленной заработной платы, перечисленных страховых взносов. ИЛС отражает все изменения, связанные с размером выплачиваемой пенсии.

Страховщики контролируют достоверность и правильность сведений, необходимых для корректного назначения и своевременной выплаты различных видов пенсий. Они же следят за правомерностью социальных единовременных выплат, предусмотренных российским законодательством; обеспечивают, гарантируют и контролируют целевое использование средств ПФР; ведут учет поступлений страховых взносов, регистрации застрахованных лиц, следят за финансовой устойчивостью фондов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector