Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете 2021 по внереализационным операциям

Еще один вид резервов, создаваемых предприятиями, это резервы по отпускам (ст. 324.1 НК РФ). Они формируются в текущем периоде для их последующего расходования. Порядок определения резервов под отпуска в налоговом учете нужно прописать в учетной политике. Налоговый кодекс не предусматривает обязательного алгоритма для их вычисления.

Первый тип резервов, который может создавать компания, — это резерв по сомнительным долгам. Представим ситуацию: компания заключила договор с покупателем и отгрузила товар. Однако контрагент не произвел оплату в срок, а обеспечение задолженности не предусматривалось. Такая задолженность переходит в категорию сомнительной. Согласно ст. 266 НК РФ, организация-кредитор может создать резерв по такому долгу и принять эту сумму в качестве внереализационного расхода в текущем отчетном/налоговом периоде. Величина средств, которую разрешается учесть, определяется в ходе инвентаризации задолженности покупателей на отчетную дату.

Полученное значение и будет являться предельным значением резерва, который можно отнести на расходы. Если товары или работы с гарантией реализуются менее чем в течение трех лет, следует взять данные за фактические сроки их продажи. Если же такие реализации производятся впервые, за лимит принимается потенциальный размер расходов на обслуживание и ремонт.

Резервы организации создаются, чтобы покрыть затраты или убытки, которые предположительно возникнут в будущем. Налоговый кодекс РФ разрешает включать резервируемые суммы в расходы. При этом формирование резервов в налоговом учете имеет ряд ограничений, которые нужно соблюдать для корректного расчета базы по налогу на прибыль.

На практике встречаются ситуации, когда вы имеете встречное обязательство перед контрагентом. В учете одновременно возникают дебиторская и кредиторская задолженности. Сомнительным долгом здесь может выступать только та часть, которая превышает ваше обязательство перед контрагентом.

Резерв по сомнительным долгам

  • нарушение партнером сроков внесения денег по задолженности;
  • получение данных о серьезных финансовых затруднениях у партнера-должника;
  • отсутствие каких-либо дополнительных гарантий (залога, задатка, поручительства, банковской гарантии, удержания какого-либо имущества контрагента и пр.)
  1. Основание создания – для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей.
  2. Размер резервных отчислений – для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов). При этом учитывается состоятельность каждого партнера (реальные финансовые перспективы и возможности в полной или частичной отдаче долга).
  3. Способ создания резерва может выбираться организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и нюансов самой задолженности. Выделяют три возможных способа создания резервного фонда по сомнительным долгам:
    • интервальный – величина резервных отчислений рассчитывается каждый расчетный период (месяц, квартал) путем вычисления процента от суммы задолженности, который может меняться в зависимости от степени просрочки выплаты;
    • экспертный – оценивается величина долга, которая не будет выплачена в положенный срок, отдельно по каждому должнику, это и будет суммой резервных отчислений;
    • статистический – учитываются данные по безнадежным долгам сразу за несколько отчетных периодов по разным видам задолженностей.

Если в счет сомнительной задолженности с образованным резервом получена оплата от должника, хотя бы частично, это влияет на динамику средств в резерве в положительную сторону, что нужно отразить как восстановление по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», корреспонденция со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».

ПРИМЕР 2. В организации была ранее признана сомнительной задолженность в размере 10 000 руб. По ней был создан резерв в размере 7 тыс. руб., который потом был пополнен до 100% суммы долга. После истечения сроков исковой давности данная задолженность была признана безнадежной и списана в убыток. Рассмотрим проводки (каждая на свою дату проведения той или иной операции):

Если резерв не удалось использовать до конца учетного года, который следует после того, в котором был создан резерв, то эта сумма на балансе должна быть присоединена к финансовым результатам по итогам этого года по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», кредиту 91 «Прочие доходы и расходы».

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете 2021 по внереализационным операциям

Образование резерва по сомнительным долгам в налоговом учете позволяет учесть в расходах для базы по прибыли (внереализационных) потери от неоплаты долга в более ранние сроки, чем это произойдет, когда задолженность уже станет безнадежной. Но затем, когда безнадежность долга станет очевидной и его нужно будет списать, такое списание осуществится уже не за счет отнесения на расходы, а за счет сумм сформированного резерва по этому долгу (пп. 4, 5 ст. 266 НК РФ). При этом расхождения в суммах списываемого безнадежного долга и существующего резерва по нему в момент списания будут учтены в финрезультате (в доходах или в расходах), влияющем на налоговую базу по прибыли.

Как видно из Примера 1, поправка, внесенная Федеральным законом от 30.11.2021 № 405-ФЗ в пункт 4 статьи 266 НК РФ, существенно улучшает положение налогоплательщика, поскольку в течение отчетных периодов налогоплательщику не придется увеличивать налогооблагаемую базу за счет восстановленных резервов.

Необходимо также учитывать, что в формировании резерва участвует не вся возникшая дебиторская задолженность, а только та, что образовалась в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Таким образом, задолженность, образовавшаяся, например, в связи с перечислением вами аванса и невыполнением поставщиком своих обязательств по поставке в ваш адрес товаров (работ, услуг) формировать резерв не должна. С такой позицией согласен и Минфин (письмо от 17.06.09 № 03-03-06/1/398).

Максимальное сближение правил БУ и НУ для резерва путем установления их в БУ такими же, как в НУ, может не дать результата в части формирования одинаковых учетных данных уже по одному обстоятельству несовпадения видов задолженности, в отношении которых в БУ есть обязанность образования резервов, а в НУ — нет.

! Обратите внимание: Выбирая конкретный способ определения величины резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете, нужно учитывать особенности Вашей организации, а также цели создания резерва и влияние его величины на показатели отчетности. Чем больше сумма резерва, тем меньше в итоге показатель валюты баланса, и тем меньше показатель чистых активов. Поэтому если Вам нужна «красивая» отчетность (например, для предоставления в банк при обращении за кредитом и т.д.), то целесообразно выбрать такой способ расчета резерва, при котором его величина будет минимальна – так будут исполнены требования законодательства, но при этом не пострадают интересы организации. Главное, что нужно учесть: выбранный способ должен быть отражен в учетной политике, а изменения в нее вносятся до начала отчетного года.

Есть примеры судебных решений, из которых следует, что перенос остатка резерва на следующий период является правом, а не обязанностью (например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.04.2005 N А10-4068/04-11-Ф02-1700/05-С1). Поэтому, если резерв не полностью использован и его остаток не переносится на следующий период, положения п. 5 ст. 266 НК РФ не применяются. В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 28.12.2005 N А11-1770/2005-К2-19/95 суд указал на то, что налогоплательщик вправе перенести суммы резерва по сомнительным долгам на следующий налоговый период, даже если резерв вообще не использовался в текущем периоде. Включать суммы резерва в доходы в такой ситуации не нужно. Право организации на создание резерва по сомнительным долгам не поставлено в зависимость от наличия у нее безнадежных долгов.

Вас может заинтересовать ::  Детские в 2021 году на 3 ребенка в омске

В соответствии с п. 5 ст. 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода.

Вместе с тем в Письме Минфина России от 26.07.2006 N 03-03-04/1/612 указано, что при формировании резервов по сомнительным долгам в налоговом учете должны использоваться данные инвентаризации, которая может проводиться в соответствии с Методическими рекомендациями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49. Информация о порядке проведения инвентаризации должна содержаться в учетной политике организации (Письмо Минфина России от 17.07.2008 N 03-03-06/2/84).

Отметим, что для определения суммы дебиторской задолженности в целях создания резерва по сомнительным долгам не имеет значения, подтверждена ли дебиторская задолженность контрагентом. Иными словами, на дату создания резерва не требуется наличия акта сверки с дебитором (Письмо Минфина России от 26.07.2006 N 03-03-04/1/612).

Резерв может создаваться и в отношении задолженности, образовавшейся в прошлых периодах, при условии, что по такой задолженности резерв ранее не создавался (Письмо ФНС России от 20.01.2005 N 02-3-08/274 «О резервах по сомнительным долгам», Постановление ФАС Уральского округа от 27.11.2008 N Ф09-8876/08-С3 и др.).

Создавать резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете при наличии сомнительной дебиторской задолженности обязаны все организации (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н). Величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением (п. 3 ПБУ 21/2008).

Малые предприятия в бухгалтерском учете создают резервы по сомнительным долгам в общеустановленном порядке, т. е. вне зависимости от того, имеет ли организация право на упрощенный бухгалтерский учет и упрощенную бухгалтерскую отчетность. В налоговом учете организация, применяющая общую систему налогообложения (ОСН), может создавать резервы по сомнительным долгам при условии, что она применяет метод начисления. Но это является правом, а не обязанностью организации.

В налоговом учете создавать резервы по сомнительным долгам могут только организации на общей системе налогообложения (ОСН), применяющие метод начисления (пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ). Причем создание резерва является правом, а не обязанностью организации (п. 3 ст. 266 НК РФ). В учетной политике необходимо закрепить, создавать резерв или нет.

О корректировке резерва по сомнительной задолженности в бухгалтерском учете

Организация № 1 в октябре 2017 года на основании приказа руководителя начислила в БУ (д 91.02 к 63) резерв по сомнительной задолженности. Задолженность образовалась в связи с переводом долга на организацию № 1 по договорам займа. Организация № 2, от которой поступил долг, реорганизована путем присоединения к другой. В отношении правопреемника должника начата процедура банкротства, но организация-должник еще не ликвидирована. Долг выплачен не будет однозначно.

Величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением в бухгалтерском учете (п. 3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»). Она определяется отдельно по каждому сомнительному долгу с учетом финансового положения (платежеспособности) должника и оценки вероятности полного или частичного погашения долга (п. 70 Приказа N 34н «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»).

Так, согласно одним разъяснениям задолженность признается безнадежной только при условии признания должника банкротом и исключения его из ЕГРЮЛ (письма Минфина России от 19 октября 2012 г. N 03-03-06/1/559, УФНС России по г. Москве от 8 апреля 2008 г. N 20-12/034110). В более ранних разъяснениях указывалось, что достаточным основанием для списания долга является вступившее в законную силу определение суда о завершении конкурсного производства; дожидаться исключения должника из ЕГРЮЛ не нужно (письмо Минфина России от 30 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/139). Такую позицию разделяли и некоторые суды (Постановления ФАС Поволжского округа от 21 февраля 2012 г. N А72-5678/2011, ФАС Московского округа от 20 января 2009 г. N КА-А40/12837-08-2).

При таких обстоятельствах нет оснований восстанавливать или как-то иначе корректировать созданный ранее резерв — задолженность продолжает оставаться сомнительной до момента изменения финансового состояния должника в лучшую сторону либо до момента ликвидации при процедуре банкротства (или окончания конкурсного производства). При этом организация должна на конец года подтвердить существование сомнительной задолженности, провести инвентаризацию задолженности и суммы резерва и к акту инвентаризации приложить документы, свидетельствующие о финансовом состоянии должника.

При отражении в учете информации об изменениях оценочных значений, в частности резерва по сомнительным долгам, следует применять нормы ПБУ 21/2008 (п. п. 1, 3 ПБУ 21/2008). Это ПБУ не предусматривает восстановления резерва на конец года. Согласно п. п. 2, 4 ПБУ 21/2008 корректировка суммы резерва по сомнительным долгам должна производиться в случае появления новой информации исходя из оценки существующего положения дел. То есть, если на конец года задолженность остается сомнительной, организация не относит на прочие доходы резерв по сомнительным долгам, а только корректирует его сумму в случае появления новой информации.

Одновременно нужно не забывать о риске признания налоговой выгоды необоснованной, особенно, если речь идет об учете задолженности, возникшей между взаимозависимыми лицами. Налоговый орган может посчитать, что единственной деловой целью «бездействия» налогоплательщика являлась цель списания с баланса задолженности и учет ее в качестве безнадежной, а само бездействие носило характер прощения долга (пункты 16, 49 статьи 270 НК РФ).

В предпринимательской среде нередки случаи, когда контрагент задерживает или вовсе не производит оплату по договору. С одной стороны, налоговое законодательство по общему правилу требует признавать в доходах еще не поступившую выручку по сделкам. С другой стороны, позволяет снизить налоговую базу на отчисления в резерв по сомнительным долгам, а после наступления определенных событий — списать так и не оплаченную задолженность в расходы.

Из суммы нового размера резерва вычитается остаток резерва. Если разница положительная — она включается во внереализационные расходы текущего периода. Если разница отрицательная, то есть, остаток резерва содержит уже излишние суммы, то они включаются в состав внереализационных доходов текущего периода.

Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества гражданина, считаются погашенными на основании пункта 6 статьи 213.27 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». С признанием такой задолженности безнадежной вынужден был согласиться Минфин (письма от 15.04.2016 № 03-03-06/2/21737, от 15.06.2017 № 03-03-06/2/37195).

По итогам соответствующего отчетного периода 2017 года размер резерва рассчитывается от большей из величин: или 10% от выручки за 2016 год или 10% от выручки за соответствующий отчетный период 2017 года (первый квартал, полугодие, девять месяцев). Причем, наибольшая из величин применяется автоматически, то есть не требует выбора в учетной политике.

Вас может заинтересовать ::  Выплаты ежемесячные на питание чернобыльцам 2021 году

Статья 266 НК РФ

2. Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

5. Сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленного на отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 настоящей статьи, сравнивается с суммой остатка резерва, который определяется как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 настоящей статьи, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты. В случае, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

3. Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Настоящее положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности. Кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам.

Для налогоплательщиков-банков сомнительным долгом также признается задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2015 года, по долговым обязательствам любого вида в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, вне зависимости от наличия залога, поручительства, банковской гарантии.

Для налогоплательщиков — кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со статьей 297.3 настоящего Кодекса предусмотрено создание резервов на возможные потери по займам.

Резерв по сомнительным долгам должен формироваться каждый отчетный период по налогу на прибыль. Таким образом, если компания рассчитывает налог на прибыль ежеквартально, то резерв следует формировать раз в квартал. Если же отчетным периодом является месяц, то резерв нужно формировать ежемесячно (п. 3 ст. 266, п. 2 ст. 285 НК РФ).

  • Если срок задержки платежа составляет менее 45 дней, то резерв формировать не нужно.
  • Если срок составляет от 45 до 90 календарных дней, то в резерв нужно включить 50% общей суммы долга.
  • Если срок задержки платежа составил более 90 дней, то в резерв включается полная сумма задолженности.

Если в бухучете создавать такой резерв обязательно, то в налоговом учете резерв формируется на добровольной основе. Фирмы на кассовом методе резервы не создают вовсе. Объясняется это тем, что такие организации могут включить расходы в расчет налоговой базы только после оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Сомнительный долг — задолженность контрагента, которая возникла в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), при условии, что она не погашена в установленные договором сроки и не имеет обеспечения в виде поручительства, залога или банковской гарантии (п. 1 ст. 266 НК РФ).

  1. долг, по которому истек срок исковой давности;
  2. долг, по которому обязательство прекращено из-за его исполнения на основании акта госоргана или ликвидации организации;
  3. долг, невозможность взыскания которого подтверждена постановлением судебного пристава — исполнителя об окончании исполнительного производства.

Так же, как и в бухгалтерском учете, при формировании резерва по сомнительным долгам налогоплательщик вправе учесть сумму сомнительной задолженности в размерах, предъявленных продавцом покупателю, включая сумму НДС (письмо Минфина РФ от 03.08.2010 г. № 03-03-06/1/517).

П. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н, установлено, что в случае признания дебиторской задолженности сомнительной организация создает резервы сомнительных долгов.

Согласно п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета… если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию)признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности (3 года), а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

В соответствии с п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н, отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета, в том числе резервы по сомнительным долгам, признаются прочими расходами.

Размер Резерва По Сомнительным Долгам В Налоговом Учете 2021

  • при формировании резерва по итогам года лимит равен 10 % выручки данного года;
  • при формировании резерва по итогам отчетного периода лимит — это наибольшая из двух величин: либо 10% выручки данного отчетного периода, либо 10 % выручки предыдущего года.

Согласно пункту 1 статьи 266 НК РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ, далее — Закон № 401-ФЗ) с 01.01.2017 величину сомнительной дебиторской задолженности в отношении каждого контрагента следует определять за вычетом кредиторской задолженности перед этим контрагентом. Однако, ни Налоговый кодекс, ни нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат четкого определения кредиторской задолженности. В бухгалтерском учете под кредиторской задолженностью понимается, по сути, любая начисленная задолженность перед кредитором, включая те обязательства, срок исполнения по которым еще не наступил (ПБУ 9/99, ПБУ 10/99).

Первый тип резервов, который может создавать компания, — это резерв по сомнительным долгам. Представим ситуацию: компания заключила договор с покупателем и отгрузила товар. Однако контрагент не произвел оплату в срок, а обеспечение задолженности не предусматривалось. Такая задолженность переходит в категорию сомнительной. Согласно ст. 266 НК РФ, организация-кредитор может создать резерв по такому долгу и принять эту сумму в качестве внереализационного расхода в текущем отчетном/налоговом периоде. Величина средств, которую разрешается учесть, определяется в ходе инвентаризации задолженности покупателей на отчетную дату.

Резерв следует формировать после того, как будет проведена сверка и инвентаризация расчетов с дебиторами. Законодательные и нормативные акты по бухгалтерскому учету не дают ответа на вопрос, как часто надо создавать и корректировать резервы, поэтому периодичность создания резервов организация устанавливает самостоятельно. В любом случае, создавать резервы нужно не реже периодичности составления отчетности для пользователей.

Вас может заинтересовать ::  Индексация пенсий ниже прожиточного минимума в брянске в 2021 г

Данное новшество благоприятно для налогоплательщиков. Особенно наглядно положительный характер поправок проявится в ситуации, когда срок возникновения задолженности на последнее число года составлял от 45 до 90 дней, а в первом квартале превысил 90 дней. При таких обстоятельствах величина долга, включенного в резерв по итогам первого квартала, вдвое больше той, что включена в резерв по итогам года. Но по прежним правилам «квартальный» лимит был меньше «годового», так как выручка за год чаще всего превышает выручку за квартал (см. «Как рассчитать резерв, если 45 дней с момента возникновения сомнительного долга истекают в одном налоговом периоде, а 90 дней — в другом »). По новым правилам, лимит первого квартала будет больше или равен лимиту предыдущего года.

Как создавать и корректировать резерв по сомнительным долгам

  • рассчитанная по результатам инвентаризации сумма резерва по сомнительным долгам корректируется с учетом установленных предельных величин резерва – 10% от выручки за предыдущий год или 10% от выручки за текущий квартал (в зависимости от того, какая величина больше);
  • сумма скорректированного резерва по сомнительным долгам сравнивается с суммой остатка резерва, исчисляемого как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 статьи 266 НК РФ, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты;
  • если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде, если больше — разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Следовательно, при созданий резерва по сомнительным долгам по итогам отчетных периодов в 2020 году его сумма не может превышать большую из величин – 10% от выручки за предыдущий год (2019) или 10% от выручки за текущий квартал. При этом всегда определяется и учитывается сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода.

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете 2021 по внереализационным операциям

У организаций с каждым годом остается все меньше возможностей безрисковой оптимизации налога на прибыль, но законные способы сэкономить еще остались. Сегодня мы поговорим об одном из таких способов снижения налога — создании резерва по сомнительным долгам.

Обязанности создавать резерв у налогоплательщика нет. Но стоит помнить — чтобы воспользоваться правом на резервирование, организация в обязательном порядке должна применять ОСНО и метод начисления. Не создают резервы фирмы, применяющие кассовый метод и УСН.

Кроме разобранных в таблице популярных вопросов о резервах нельзя оставить без внимания тему встречного обязательства перед контрагентом. Сомнительной задолженностью в этом случае признается сумма дебиторской задолженности, которая превышает кредиторскую.

  1. Этап 1: Определение платежеспособности должника. Для начала определяется насколько должник платежеспособен. Для этого собирается вся информацию о должнике, проводится анализ данной информации, а затем самостоятельно принимается решение о его платежеспособности.
  2. Этап 2: Определение критериев неплатежеспособности. На втором этапе определяются критерии неплатежеспособности, которые прописываются в учетной политике. Это можно сделать следующим образом: «При оценке дебиторской задолженности на предмет создания резерва по сомнительным долгам учитывать срок задолженности, а также сумму долга».
  3. Этап 3: Формирование резерва. Резерв формируют руководствуясь ПБУ 21/2008, п.2, п.3.
  4. Этап 4: Отражение в бухучете соответствующими проводками формирование резерва.
  5. Этап 5: Списание безнадежной задолженности, руководствуясь ПБУ п.77
  6. Этап 6: Оформление приказа. Факт создания резерва сопровождается оформлением приказа.

Важно! Если организация применяет первый или второй способ, то при признании долга под который создавался резерв безнадежным, списывают его за счет данного резерва. Если суммы резерва для списания долга не хватает, то оставшуюся часть списывают в прочие расходы. Если долг все же погасится, то резерв необходимо восстановить.

С 2017 года произошли некоторые изменения в формировании резерва. Например, когда задолженность имеет встречный характер (дебитор должен компании, а компания имеет обязательство перед данным дебитором), то сомнительной признают ту часть долга, которая превышает обязательство. Прежде компании могли включать в резерв всю задолженность. Но на сегодняшний день это четко регламентируется налоговым законодательством (266 НК РФ). Причем необходимо учитывать, что впервые данное нововведение компании могли применить только по итогам 1-го квартала 2017 года. Резервы 2016 года следует учитывать также как это предусмотрено в НК РФ в прежней редакции.

Если долг контрагента признается компанией сомнительным, то он списывается за счет специально созданного резерва. В статье рассмотрим, что собой представляет сомнительный долг и создаваемый по нему резерв, а также порядок создания и списания этого резерва.

Можно выделить целый ряд причин для того, чтобы в компании создавался резерв по сомнительным долгам. Например, резерв позволяет увидеть обязательства дебиторов и реальный финансовый результат в бухотчетности, а также позволяет оценить возможные убытки, возникающие в результате долга. Поэтому, если в компании возникают сомнительные долги, то обязательно должен создаваться резерв. Это касается даже тех компаний, которые ведут бухучет в упрощенном виде. Читайте также статью ⇒ СПИСАНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ДОЛЖНИКА

Если компания создает резерв по сомнительным долгам, она должна формировать его ежеквартально или ежемесячно (п. 3 ст. 266 Налогового кодекса РФ). Периодичность формирования резерва зависит от отчетного периода, который организация применяет по налогу на прибыль. Им может быть I квартал (первое полугодие, девять месяцев) или месяц (два месяца, три месяца и т. д.) (п. 2 ст. 285 Налогового кодекса РФ).

По состоянию на 31 декабря 2016 года компания провела инвентаризацию дебиторской задолженности. Выявлено, что по одному из клиентов числится долг 3 200 000 руб. со сроком возникновения 55 дней. Бухгалтер сформировал резерв по сомнительным долгам, включив в него 1 600 000 руб. (3 200 000 руб. х 50%). Данная величина была отнесена на расходы в налоговом учете.

По состоянию на 31 декабря 2016 года срок возникновения задолженности составлял 50 дней. Выручка от реализации ООО «Звезда» за 2016 год равнялась 17 000 000 руб. Бухгалтер «Звезды» сформировал резерв по сомнительным долгам по итогам 2016 года, включив в него 750 000 руб. (1 500 000 руб. х 50%). Также бухгалтер определил, что лимит резерва равен 1 700 000 руб.(17 000 000 руб. х 10%). Таким образом, величина резерва не превысила лимит.

Единой методики подсчета сумм резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете нет. В абз. 3 п. 70 приказа № 34н только отмечено, что подсчет резервов производится в зависимости от состоятельности покупателя и вероятности закрытия им долга. Организации (ИП) могут фиксировать в своей учетной политике собственные методики подсчета сумм по сомнительным резервам в бухучете.

5. Определите максимальный размер резерва по сомнительным долгам. Раньше он составлял 10 процентов от выручки организации за отчетный (налоговый) период. При определении максимального размера резерва выручка принимается без учета НДС (письмо Минфина России от 12 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/745). С нового года можно выбрать наибольший из двух лимитов:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector