Регистрация права собственности на линейные объекты представленные в рамках сервитута

Сервитут в отношении линейных объектов (газопровод, ЛЭП и других)

Одним из важнейших практических вопросов является необходимость в сервитуте в случае, когда возникает проблемная ситуация, а также наличие альтернативных способов ее разрешения. Если без сервитута все-таки не обойтись, он должен быть установлен с минимальным обременением для земельного участка, на котором устанавливается.

С другой стороны — в договоре об установлении сервитута существенным условием является именно возмездность, а не размер платы. Это подтверждается практикой рассмотрения дел в арбитраже. Как считают суды, предусмотренное право владельца земли требовать плату не обусловлено наличием в соглашении об установлении сервитута условия об оплате. Наряду с частным и публичный сервитут характеризуется возмездностью. И в том, и в другом случае возможности собственника реализовывать свои права ограничены. Когда 3е лицо начинает пользоваться его имуществом, это приводит к повышению расходов на содержание.

В упомянутых нормах указано также, что иное может предусматриваться федеральным законом. Таким образом, не исключается возможность установления сервитута на бесплатной основе и возникновение ситуаций, когда определить размер платы владельцу земли невозможно. Но на сегодня таких норм в Законодательстве нет.

Однако при практическом применении этой нормы возникает вопрос, что следует брать за основу, если потенциальный сервитуарий может реализовать свои права одним способом, то есть через сервитут, но при этом его можно установить в отношении кого-то из нескольких соседей, владеющих недвижимостью.

Все это позволяет сделать вывод о необходимости толкования такого понятия как «соразмерная плата». По частному сервитуту можно определять любую плату, но в случае с публичным такой свободы нет, так как для государственных структур и органов местного самоуправления действуют ограничения. Поэтому требуется фиксация на уровне государства базовых критериев определения платы при установлении сервитута. Публичные структуры будут ими руководствоваться и только корректировать с учетом специальных коэффициентов.

Но нужно отметить, что этот объект недвижимого имущества не ставится на кадастровый учет, поскольку сделать это невозможно из-за разрозненности объектов недвижимого имущества либо вообще по их отсутствию в составе этого объекта. Следовательно, ему присваивается условный номер по правилам, которые прописаны в приказе Минэкономразвития России от 23.12.2013 № 765.

По окончании всех этапов регистрации настоящему владельцу выдается выписка из ЕГРН. При получении документов после регистрации права собственности рекомендуем внимательно сверить всю информацию, содержащуюся в выписке с действительными данными. Ошибок, разночтений или опечаток быть не должно.

А вот с основными объектами, которые были приватизированы в 1990-х гг. сложнее. В этом случае при регистрации прав на линейные объекты регистратор запрашивает информацию из БТИ, если это ему необходимо, и из архива, чтобы получить информацию о том, как и когда строился объект, когда он был введен в эксплуатацию.

Например. После определения или уточнения границ земельного участка выяснилось, что остался линейный объект (трубопровод, кабель, канализация и пр.), который необходимо поставить на государственный учет. Для решения данного вопроса государственного регистратора устроило бы решение суда. Однако, как правило.

В случае, если объект недвижимости является вновь образованным, то в данном случае необходимо провести процедуры предварительного согласования места размещения данного объекта, которая включает в себя: подготовку и согласование акта выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории.

В большинстве случаев права на земельные участки собственников или владельцев линейных сооружений не оформлены. При этом собственник или владелец линейных сооружений имеет право требовать согласования с ним проведения различных работ в зоне размещения этих сооружений, т.е. имеет место частичное ограничение прав собственника земельного участка в его использовании в связи с установлением охранных зон линейных сооружений.

При этом данный документ должен отвечать требованиям статьи 18 Закона о регистрации, а именно: документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

На основании статьи 8 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи) сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, относятся к недвижимому имуществу, право собственности и другие вещные права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. Указанной нормой к недвижимому имуществу отнесены, в том числе линейно-кабельные сооружения связи.

В Федеральном законе от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» не установлены особенности правового режима земель электроэнергетики, а также не указывается, какие объекты электроэнергетики являются недвижимым имуществом, а какие движимым. Соответственно все вопросы предоставления земельных участков организациям электроэнергетики осуществляются в соответствии с ЗК РФ. Согласно ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться только в целях ремонта линий электропередачи.

Собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. Кроме того, собственник недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этой недвижимостью по своему усмотрению, поскольку это не противоречит условиям пользования данным участком, установленным законом или договором (статья 271 ГК РФ).

Регистрация права собственности на линейные объекты представленные в рамках сервитута

Бывает, что после определения границ земельного участка выясняется, что за его пределами остался линейный объект (трубопровод, кабель, канализация и пр.), который необходимо поставить на учет. Для решения этой проблемы государственного регистратора вполне бы устроило решение суда. Проблема заключается в том, что как правило земля под такими объектами существует на праве собственности либо постоянного бессрочного пользования, и исковое производство в данном случае невозможно, потому что нельзя предъявить иск самому себе. Возникает ситуация, когда владелец объекта может им пользоваться, может владеть, но не может распоряжаться им.

Помимо платы за установление обременения, владелец участка также может рассчитывать на компенсацию убытков, возникших из-за установления сервитута (например, невозможность использования территории, удовлетворения обязательств перед иными лицами и т.д.).

Законодательство ряда стран знает и иной подход: установление сервитута в принудительном порядке допускается, когда преимущества от его установления служат улучшению использования господствующего земельного участка и при этом значительно превышают и оправдывают неудобства от его установления, которые для самого собственника служащего земельного участка не имеют большого значения .

Понятия «линейный объект» в российском законодательстве нет. Определение фигурирует только в постановлении Правительства РФ от 11.02.2005 № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи», где линейный объект рассматривается как сложная вещь и описывается порядок его регистрации. Нет такого определения и в ст. 130 ГК РФ, которая описывает все возможные виды вещей и в соответствии с которой написаны правила ведения ГКН и ЕГРП. К недвижимым объектам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. С этой точки зрения линейный объект — это вид сооружения. С вступлением в силу 1 января 2021 г. Федерального закона от 13.07.2021 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ставить на учет линейные объекты как «линейные объекты» нельзя, будет возможна их регистрация только как вида сооружения.

  • заявление, которое должно быть составлено по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития от 08.12.2021 № 920;
  • технический план линейного объекта, составленный с учетом требований Приказа Министерства экономического развития РФ от 18 декабря 2021 г. N 953;
  • Разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта;
  • доверенность на представителя, если обращается не собственник линейного объекта.

Правовой статус сервитута в свете законодательного регулирования линейных объектов

Также можно выделять линейные объекты, расположенные в границах населенных пунктов и линейные объекты, расположенные вне населенных пунктов. Сразу оговоримся, для наших целей мы не рассматриваем здесь «городские» линейные объекты – инженерные сети, обеспечивающие функционирование жилых и нежилых помещений на территории населенных пунктов.

Вас может заинтересовать ::  Справка В Пенсионный Фонд Для Начисления Пенсии Бланк Скачать Образец 2021

Кроме того, не идеален механизм координации интересов субъектов гражданских правоотношений, поскольку «Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка» (п. 3 ст. 274 ГК РФ). Потенциальному сервитуарию остается уповать на положительное волеизъявление собственника земельного участка и его добросовестность.

Было бы разумным введение отдельного порядка оформления документации при создании, регистрации линейных объектов. Лишь некоторые из линейных объектов требуют непосредственного владения земельным участком. Вместе с тем, особенности конструкции, способы размещения на земельных участках линейных объектов в большинстве случаев не приводят к существенным затруднениям или невозможности использования собственниками земельных участков, к существенному ограничению прав собственников или лиц, использующих земельные участки на иных правах. Как правило, линейные объекты не препятствуют использованию земельного участка по целевому назначению, создавая несущественные неудобство в пользовании для собственника.

Легальный сервитут представляет собой сервитут, возникающий при наличии условий, указанных в законодательстве. Порядок и условия установления легального сервитута определяются органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

— линейные объекты, в силу большой протяженности, пролегают по значительному количеству земельных участков, принадлежащих разным собственникам. В силу этого, единовременно и однообразно решить вопросы со всеми этими субъектами о выкупе или заключении договоров аренды земельных участков, занятых такими объектами, практически невозможно. Необходимость массового межевания участков ведет к существенному удорожанию и растягиванию по времени;

Актуальные вопросы оформления прав на линейные объекты

ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» также предусматривает, что юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линейные объекты, на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность

Однако представляется, что вопрос отнесения линейных объектов к объектам недвижимого имущества не должен вызывать сомнений. Исходя из общего понятия недвижимого имущества, содержащегося в ст. 130 Гражданского кодекса РФ, следует, что основными критериями отнесения объекта к недвижимому имуществу являются: прочная связь с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. Линейные объекты, исходя из составляющих их элементов, соответствуют указанным критериям.

Действующим законодательством предусматривается установление как частного, так и публичного сервитута. При этом частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, то есть соглашением о сервитуте, а публичный сервитут — законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Необходимо отметить, что действующее законодательство прямо не называет линейные объекты объектами недвижимого имущества, в связи с чем в практике встречаются различные суждения по указанному вопросу, в частности, имеются судебные акты, когда судом линейные объекты – линии электропередач не признаются в качестве объектов недвижимого имущества.

А в п.16 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» указывается, что доступ к объектам электросетевого хозяйства для их эксплуатации и плановых (регламентных) работ осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Регистрация прав и кадастровый учет предприятий как имущественных комплексов и линейных сооружений, расположенных на территории более одного кадастрового округа

Заявления и документы в центральный аппарат Росреестра можно представить при личном обращении по адресу: г. Москва, ул. Воронцово поле, д. 4а. Кроме того, указанные документы можно направить посредством почтового отправления по адресу: г. Москва, Чистопрудный бульвар, д. 6/19.

С 19.06.2017 в центральном аппарате Росреестра (Управление ведения Единого государственного реестра недвижимости) по адресу: г. Москва, ул. Воронцово поле, д. 4а, тел. 8 (495) 531-08-58, принимаются запросы на бумажном носителе от лиц и в случаях, указанных в частях 13-16 статьи 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», о предоставлении сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) в отношении предприятий как имущественный комплекс и объектов недвижимости, расположенных на территории более одного кадастрового округа, в виде выписки о содержании правоустанавливающих документов, копии договоров и иных документов, которые выражают содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и содержатся в реестровых делах, в виде копии правоустанавливающих документов и (или) копии иных документов, которые содержатся в реестровых делах (указанные документы хранятся в архиве центрального аппарата Росреестра).

ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА ЛИНЕЙНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

1. Заявление о государственной регистрации составляется в единственном экземпляре – подлиннике и подписывается заявителем.
Форма заявления о государственной регистрации прав и требования к его заполнению утверждаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав ( Приказ Минэкономразвития России от 29.11.2013 № 722 ).

В случае представления заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, посредством почтового отправления:
-­ подлинность подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации прав должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке; ­
— сделка с объектом недвижимого имущества должна быть нотариально удостоверена, если подлежит государственной регистрации эта сделка либо на ее основании право или ограничение (обременение) права на объект недвижимого имущества; ­
— подтверждение полномочий заявителя доверенностью, составленной в простой письменной форме, не допускается, если заявителем является уполномоченное на то правообладателем, стороной или сторонами договора лицо; ­
— доверенность должна быть нотариально удостоверена, если подлежащая государственной регистрации сделка с объектом недвижимого имущества или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение (обременение) права на объект недвижимости, совершена представителем, действующим на основании доверенности;
— ­ к заявлению дополнительно прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель), выписка из единого государственного реестра юридических лиц (представляется по инициативе заявителя) и копия документа, удостоверяющего личность физического лица — представителя юридического лица (если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица).

5. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права, в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

2. Заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в форме электронных документов, электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, если иное не установлено федеральным законом, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

Заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее — посредством почтового отправления).

Перечень объектов утвержден в рамках реализации положения статьи 39.36 Земельного кодекса РФ, пункт 3 которой закрепляет, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются Правительством РФ [12].

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ линейные объекты являются разновидностью объектов капитального строительства и представляют собой линии электропередач, нефтепроводы, трубопроводы, линии связи и другие сооружения. Главной проблемой является то, что на сегодняшний день законодательство Российской Федерации прямо не выделяет линейные объекты как недвижимое имущество.

Так же выход в решении возникающих вопросов при формировании земельных участков под линейными объектами видится не только в повышении качества ведения реестра линейных объектов, но и в развитии правового регулирования, связанных с оформлением земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов.

Так, например, в Постановлении Правительства РФ от 20.11.2000г. №878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» говорится, что для гарантированного доступа в охранную зону газораспределительной сети организация составляет договоры временного пользования земельными участками или договоры установления сервитута с собственниками, владельцами или пользователями прилегающих земельных участков [8].

Признаки недвижимых вещей установлены в ст. 130 Гражданского кодекса РФ. К ним относятся объекты, прочно связанные с землей и перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению [1]. В тоже время любой существующий линейный объект будь это газопровод, линии электропередач, линии связи не составляет труда демонтировать их и перенести на иное место. Тем не менее, в разрыве с землей они теряют свое предназначение и сущность и преобразуются лишь в определенный набор труб, отводов, задвижек и иного оборудования.

Вас может заинтересовать ::  Бти справка о непригодности дома

Обзор практики установления сервитута в спорах с сетевыми организациями

Заявленные требования мотивированы необходимостью проведения работ по строительству, дальнейшей эксплуатации и ремонту объектов электросетевого хозяйства Калининградской области на части указанного выше земельного участка в рамках плана мероприятий («дорожная карта»), утвержденного распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 года № 1623-р.

Обстоятельства:АО «Янтарьэнерго» обратилось в суд с иском, которым, с учетом уточнения исковых требований просило установить бессрочный (постоянный) сервитут в отношении принадлежащего на праве собственности Василенко И.А. земельного участка с кадастровым номером № для строительства, эксплуатации и ремонта линейного объекта — ВЛ 330кВ по титулу «ВЛ 330 кВПрегольская ТЭС – ПС Северная 330» и «ВЛ 330 кВПрегольская ТЭС – Советск-330/ВЛ 330 кВПрегольская ТЭС-О-1 Центральная».

16 августа 2017 года Василенко И.А. обратился в суд с самостоятельным иском о понуждении АО «Янтарьэнерго» к заключению договора аренды сроком на 49 лет части земельного участка с кадастровым номером №, площадью 28157 кв.м., необходимой для строительства и эксплуатации указанного выше объекта электросетевого хозяйства и предлагаемой данной организацией в качестве сервитута. В обоснование доводов относительно оформления именно арендных правоотношений собственник участка ссылается на понесенные финансовые затраты, связанные с выполнением комплекса работ по подготовке проектной документации на строительство мусороперегрузочной станции твердых бытовых и промышленных отходов, а также указывает на невозможность при установлении сервитута использования земельного участка для указанных выше целей и соответственно исполнения налоговых обязательств. По мнению Василенко И.А., установление сервитута лишит его возможности использовать часть участка по назначению. Полагает, что обеспечение баланса интересов сторон в данном случае возможно путем заключения договора аренды требуемой части земельного участка с установлением годовой арендной платы в размере 816000 рублей.

В обосновании заявленных требований Бжассо Р.А. указал, что он является собственником земельного участка, площадью 5 000 кв.м. После приобретения в 2015 году указанного земельного участка истцу стало известно о нахождении на его территории оборудования электросетей (трансформаторная подстанция), принадлежащих ПАО «Кубаньэнерго». Истец обращался к ответчику с предложением заключить договор аренды либо сервитута, однако стороны согласия не достигли.При этом, для обслуживания электрооборудования требуется круглосуточный проезд-проход через земельный участок истца, что существенно ущемляет его права как собственника недвижимого имущества, поскольку, фактически, 1588 кв.м. земельного участка выпадают из гражданского оборота и требуют соответствующей компенсации. Истец считает, что ответчик должен оплатить за фактическое пользование земельным участком.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в целях электроснабжения жителей поселка и конно-спортивного комплекса в 2006 году ИП Глазунов В.Е. в соответствии с проектом и разрешительной документацией осуществил строительство и ввод в эксплуатацию КРН-4,расположеннуюна спорном земельном участке с КН.

Квалифицированная помощь при оформлении прав на имущественные комплексы и линейные объекты

Гражданский кодекс РФ относит предприятие как имущественный комплекс к недвижимости (ч. 2 п. 1 ст. 132) . Очевидно, что подавляющее большинство предприятий, включенных в качестве объектов в гражданский оборот в результате выполнения приватизационных программ, имеют на праве собственности или ином вещном праве в своем составе объекты недвижимости — землю, здания, сооружения и т. д. Естественно, что и предприятие, имеющее в своем составе объекты недвижимости, подпадает под соответствующий правовой режим.

Статьей 560 ГК РФ предусмотрено, что договор купли — продажи предприятия заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п.2 ст.434 ГК РФ), кроме этого, договор продажи предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Более того, п.1 ст.564 предусмотрено, что право собственности на предприятие переходит к покупателю с момента государственной регистрации этого права. Само право собственности на предприятие также подлежит государственной регистрации ( п.2 ст.564 ГК РФ).

Таким образом, следует разделять регистрацию договора купли — продажи предприятия как имущественного комплекса и право собственности на предприятие. В первом случае фиксируется переход прав на предприятие от одного субъекта к другому, а во втором — принадлежность предприятия, как разновидности недвижимого имущества конкретному субъекту (физическому или юридическому лицу).

Регистрация прав на недвижимое имущество, в том числе на линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры, регламентируется Федеральным законом от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о госрегистрации). В статье 25 этого закона сказано, что все вновь созданные объекты регистрируются на основании следующих документов:

В настоящее время, на мой взгляд, наиболее приемлемым было бы вести речь об установлении частного сервитута. При этом соглашение о сервитуте может являться одним из видов правоустанавливающих документов на земельный участок по смыслу ст. ст. 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях получения разрешения на строительство и ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Первый вариант — внесение изменений в федеральное законодательство в целях упрощения процедуры оформления разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию, а также права собственности на линейные объекты, предусмотрев выдачу разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию, а также регистрацию права собственности на линейный объект без правоустанавливающих документов на земельный участок.

Таким образом, приемлемым решением данного вопроса было бы оформление земель под строительство линейных объектов в соответствии с процедурой, предусмотренной ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанный вариант является возможным, однако довольно сложным, так как линейные сооружения, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков, которые принадлежат разным лицам. Некоторыми юристами предлагается решение данной проблемы путем оформления сервитута. Действующим законодательством предусматривается установление как частного, так и публичного сервитута. При этом частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, т.е. договором о сервитуте, а публичный сервитут — законом или иным нормативным правовым актом.

В целях упрощения процедуры оформления разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию, а также оформления права собственности на линейные объекты, принимая во внимание, что действующее законодательство не предусматривает специального порядка формирования земельных участков под строительство линейных объектов, а общий порядок, предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации, не позволяет осуществлять выбор земельного участка и проведение работ по формированию земельного участка для строительства линейных объектов, администрацией города Омска разработан законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Законопроектом предусматривается, что для выдачи разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию линейных объектов, а также регистрации права собственности на линейный объект не требуется наличие правоустанавливающих документов на земельный участок. Министерством регионального развития Российской Федерации сообщено, что проблемы, обозначенные в указанном проекте Федерального закона рассматриваются Министерством и требуют дополнительной проработки.

Необходимость оформление земель под строительство объектов недвижимости установлена нормами действующего земельного и градостроительного законодательства. С учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения разрешения на строительство объекта недвижимости, а также на ввод объекта в эксплуатацию требуется наличие правоустанавливающих документов на земельный участок. Процедура предоставления земельных участков для строительства объектов недвижимости предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации. Какой-либо специальной процедуры предоставления земельных участков для строительства линейных объектов действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, действующее законодательство устанавливает правило о том, что право собственности в соответствии с п. 1 ст. 218 Гражданского кодека Российской Федерации возникает при условии соблюдения лицом, выстроившим объект недвижимости, закона и иных правовых актов. В предмет доказывания по иску о признании права собственности на основании ст. 218 Гражданского кодека Российской Федерации входят такие обстоятельства, как создание истцом объекта для себя и соблюдение закона и иных правовых актов при строительстве.

Исходя из этого, нами были поданы документы на регистрацию права собственности на указанный объект в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию от 13 января 2016 года, запись №347 в книгу учета входящих документов №50-50/061-50/061/001/2016.

Мы, Истец 1 и Истец 2, являемся заказчиками в равных долях строительства распределительного подземного газопровода к принадлежащим нам жилым домам №2, №12 проезда Дачный, д. Б., Солнечногорского района, Московской области. Общая протяженность газопровода составляет 864 метра, из них

Правительством РФ было принято постановление от 3 декабря 2014 года №1300, в соответствие с которым утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В соответствии с данным перечнем, газопроводы давлением до 1.2 Мпа, для которых не требуется разрешение на строительство могут размещаться без предоставления земельных участков. Наш газопровод, давлением 0,6 Мпа подпадает под данный перечень, исходя из этого оформление договора аренды земельного участка или иного правоустанавливающего документа не требуется и невозможно. В период строительства на земельный участок под данный газопровод подрядчиком был оформлен договор аренды земельного участка №152-В/13 от 11 июня 2013 года на период с 11.06.13 по 10.05.14 года, однако необходимость продления данного договора в настоящее время отсутствует ввиду вступления в действие Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2014 года №1300. Указанное постановление коррелируется с п. 3 ст. 39.36. Земельного кодекса РФ- Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Вас может заинтересовать ::  Срок постановки на кадастровый учет земельного участка 2021

Для возникновения права на вновь созданный объект недвижимости необходима совокупность юридических фактов: предоставление земельного участка для строительства объекта, соблюдение градостроительных, строительных, природоохранных и других норм, установленных законодательством при возведении объекта, что соблюдено истцами в полном объеме.

Основанием внесения в реестр является заявление, которое подается в зависимости от ситуации:
— собственником земли;
— лицом, для которого устанавливается право пользования, что возможно только при наличии у него соглашения с собственником по поводу установления для него обременения;
— обладателем ограниченного вещного права или арендатором со сроком аренды от года в случае, если участок находится в нечастной собственности.
Заявителю необходимо предъявить:
— копию документа о существующей записи в реестре о праве собственности на участок;
— документ об основании установления обременения, т.е. соглашение, распоряжение уполномоченного органа или решение суда об установлении сервитута, в которых определяются дата установления обременения и срок его действия. В нем же определяется безвозмездность пользования или указывается размер платы за пользование землей.
В зависимости от площади использованного для ограниченного пользования участка зависит дополнительное требование о предоставлении кадастрового плана, который необходим для определения конкретной части земельного участка, используемого не собственником.

В перечисленных случаях Гражданский кодекс предусмотрел возможность установления частного сервитута, однако право ограниченного пользования третьему лицу предоставляется только при соблюдении ряда условий:
— сервитут устанавливается в отношении соседнего участка;
— без сервитута нужды пользователя не могут быть удовлетворены;
— имеется соглашение с собственником или судебное решение;
— сервитут, как и любое вещное право на недвижимость, необходимо зарегистрировать.Таким образом, частный сервитут на землю устанавливается для ее использования конкретным лицом или группой лиц, которые имеют право ограниченного использования участка земли для своих нужд.
Публичный сервитут отличается тем, что пользователю нет необходимости регистрировать это обременение публичной собственности, чтобы использовать землю для прохода, подъезда, проведения охоты и т.д. Узаконением права ограниченного пользования, поскольку оно установлено одновременно для всех, а, следовательно, является публичным, занимаются государственные органы или органы местного самоуправления, в зависимости от того, чьим решением такое обременение образовано. Также публичный сервитут предполагается безвозмездным.
Государственная регистрация сервитута.
Регистрация предполагает, что государством в строго определенной процедуре совершается юридический факт, влекущий:
1. возникновение у не собственника права пользования в той части, которая ему необходима для удовлетворения собственных нужд;
2. признание государством установленного права на ограниченное пользование;
3. удостоверение признания права ограниченного пользования, которое производится в определенном порядке в два этапа путем учета в специальном реестре и выдачи удостоверения;
4. ограничение правомочий собственника в части предоставленного не собственнику правомочия.
Юридическое значение государственной регистрации неоспоримо и заключает в том, что совершенный юридический факт – единственно признаваемое государством доказательство существования права ограниченного пользования.

Иногда возникает необходимость воспользоваться чужим земельным участком – например, для постоянного прохода через земельный участок соседа к собственному дому или гаражу. В сельской местности и в частных секторах возникают и иные нужды. Например, проведение бытовых коммуникаций обычно происходит путем подключения к центральной сети. Для этого к ней прокладываются дополнительные ветви водопровода, устанавливаются столбы для линии электропередачи и т.д., но что, если единственный путь к центральной линии лежит через соседний участок? Выход один – использовать его как для установки линейных объектов, так и для их последующего ремонта.

Процедура государственной регистрации начинается с подачи заявления в Росреестр. Одновременно с заявлением предоставляется квитанция об уплате пошлины за оказание государственной услуги в размере 1500 рублей для физических лиц и 6000 рублей, когда ограниченное пользование устанавливается в интересах организаций.
Порядок регистрации земельного сервитута предусмотрен Федеральным законом от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с ним процедура происходит в 4 этапа:
1. Прием документов и их регистрация.
2. Правовая экспертиза принятых документов, что предполагает не только непосредственную проверку документов на предмет их соответствия требованиям закона, но и проверку законности сделки, а также проверку возможности ее совершения. На этом этапе также проверяется, не противоречит ли заявление уже существующим правам.
3. Внесение сведений об установленном обременении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.
4. Выдача соответствующего удостоверения, а также совершение соответствующих надписей на правоустанавливающих документах.
Проведение данной процедуры по общему правилу занимает до 10 дней со дня принятия заявления и приложенных документов.
Указанный срок можно значительно сократить, подав документы, удостоверенные нотариусом. Поскольку удостоверительная надпись нотариуса будет означать, что документы достоверны соответствуют закону, это уменьшит срок этапа экспертизы сотрудниками. Таким образом, полный порядок действий для заявления с приложенными нотариально удостоверенными документами может занять до 3 дней.

На срок до 1 месяца процедура внесения записи в реестр может быть приостановлена в случае:
— возникновения у регистратора сомнений относительно наличия оснований к внесению записи либо при не предоставлении документов или возникновении сомнений в их подлинности и достоверности;
— отсутствия сведений о границах земельного участка или наличии сведений о том, что одна из границ пересекает границы иной земельной площади, которые подтверждаются данными из государственного кадастра;
— подачи заявления о возврате документов с прерыванием процедуры признания права.
Процедура также приостанавливается до принятия решения, если уже подано аналогичное заявление, по которому еще не принято решение.
Отказать по поданному заявлению регистратор обязан в ограниченном количестве случаев. Для сервитута такими являются:
— несоответствие объекта, означающее, что границы объекта не указаны в кадастре или указаны, но пересекают границы иного участка;
— несоответствие субъекта, т.е. заявитель не имеет права на подачу заявления, недееспособен или является ненадлежащим субъектом по иным причинам;
— несоответствие документов, что может проявляться в том, что заявитель не представил документы либо документы недостоверны, составлены в противоречии с нормами закона и т.д.;
— несоответствие требований, например, когда требования противоречат уже существующим правам.

¾ направить обладателю публичного сервитута копию решения об установлении публичного сервитута, сведения о правообладателях земельных участков, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав (обременений прав) на земельные участки, способах связи с ними, копии документов, подтверждающих права указанных лиц на земельные участки.

1 сентября 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 341 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов». Принятие этого закона связано с тем, что оформление и согласование строительства линейных объектов занимает слишком много времени. Чтобы упростить этот процесс, Правительство Российской Федерации предложило ввести публичный сервитут, то есть административное решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об ограничении права пользования земельным участком, принятое по ходатайству определенных организаций. Для размещения линейного объекта публичный сервитут интересен его владельцу тем, что не требуется образования земельного участка. А значит, не нужно проводить множество кадастровых работ и регистрационных действий, изменять категорию земель и виды разрешенного использования земельных участков, изымать или предоставлять в пользование земельные участки.

— устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам;

— размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях; — проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов, для проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов.

Публичный сервитут в отношении земельных участков для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса, устанавливается решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в случаях размещения инженерных сооружений соответственно федерального, регионального или муниципального значения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector