Резервы по сомнительным долгам мфо 2021

Резерв по сомнительным долгам

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выбранный способ и особенности расчета организация должна зафиксировать в своей учетной политике. Для каждого вида нужно прописать соответствующие условия. Например, для интервального метода должен быть указан период учета и процент отчислений (не обязательно совпадающий с применяемым в налоговом учете); для экспертного – критерии состоятельности должника и т.п.

  • нарушение партнером сроков внесения денег по задолженности;
  • получение данных о серьезных финансовых затруднениях у партнера-должника;
  • отсутствие каких-либо дополнительных гарантий (залога, задатка, поручительства, банковской гарантии, удержания какого-либо имущества контрагента и пр.)

Если ведется только обязательный бухгалтерский учет резервов, а налоговый не осуществляется, то постоянные налогооблагаемые различия нужно признавать как налоговые обязательства, отражая их по дебету 99 «Прибыли и убытки» и кредиту 68 «Расчеты по налогам и сборам».

  1. Основание создания – для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей.
  2. Размер резервных отчислений – для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов). При этом учитывается состоятельность каждого партнера (реальные финансовые перспективы и возможности в полной или частичной отдаче долга).
  3. Способ создания резерва может выбираться организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и нюансов самой задолженности. Выделяют три возможных способа создания резервного фонда по сомнительным долгам:
    • интервальный – величина резервных отчислений рассчитывается каждый расчетный период (месяц, квартал) путем вычисления процента от суммы задолженности, который может меняться в зависимости от степени просрочки выплаты;
    • экспертный – оценивается величина долга, которая не будет выплачена в положенный срок, отдельно по каждому должнику, это и будет суммой резервных отчислений;
    • статистический – учитываются данные по безнадежным долгам сразу за несколько отчетных периодов по разным видам задолженностей.
  • Налоговый Кодекс РФ (ч.2) от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ, в редакции, вступившей в силу с 01 марта 2015 года;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года № 34н;
  • Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н;
  • Приказ Минфина от 13 июня 1995 года № 49 (в редакции 08 ноября 2010 года) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
  • Положение по бухгалтерскому учету 21/2008 «Изменения оценочных значений», утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 06 октября 2008 года № 106н.

Резервы по сомнительным долгам мфо 2021

/ решение / В октябре на основании полученных документов сумма задолженности должника 2 в размере 300 000 руб. признана безнадежной. Она списана за счет созданного в налоговом учете резерва. В итоге остаток резерва на дату списания задолженности составил 270 000 руб. (570 000 руб. – 300 000 руб.).

7. Вне зависимости от продолжительности просроченных платежей по задолженности ставки резервирования устанавливаются в размере не менее 99 процентов в соответствии с приложением к настоящему Указанию, но не превышают 100 процентов, в следующих случаях (до их устранения):

Утверждение порядка формирования кредитными кооперативами резервов на возможные потери по займам предусматривается возложить на определяемый правительством федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование отношений в сфере кредитной кооперации.

Максимальное сближение правил БУ и НУ для резерва путем установления их в БУ такими же, как в НУ, может не дать результата в части формирования одинаковых учетных данных уже по одному обстоятельству несовпадения видов задолженности, в отношении которых в БУ есть обязанность образования резервов, а в НУ — нет.

Если резерв не удалось использовать до конца учетного года, который следует после того, в котором был создан резерв, то эта сумма на балансе должна быть присоединена к финансовым результатам по итогам этого года по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», кредиту 91 «Прочие доходы и расходы».

Шаг 3. По каждой группе займов (в т. ч. по реструктурированным) определите, обеспечены ли эти займы залогом, поручительством или банковской гарантией. Узнать об этом можно из условий договора займа. Обеспеченность выданного займа повлияет на размер отчислений в резерв. Если выданный заем обеспечен залогом, поручительством или банковской гарантией, то отчисления в резерв по таким займам будут меньше. Если же заем ничем не обеспечен, отчисления будут больше.

Резерв на возможные потери по займам в части основного долга формируйте по всей сумме займов, входящих в ту или иную группу. В расчет включайте всю задолженность по основному долгу, а не только просроченную. Раз заемщик однажды нарушил условия договора и не заплатил, пусть и частично, значит не исключено, что он так же может задолжать всю сумму.

Обратите внимание: с 2014 по 2017 годы формировать резервы на возможные потери по займам разрешается не в полном объеме, а с учетом минимальных значений, приведенных в пункте 9 Указания Банка России от 14 июля 2014 г. № 3321-У. То есть даже если расчетная величина резерва больше минимального значения, в эти годы резерв можно создавать в минимальном размере. На 2016 год такой минимум составляет 60 процентов от расчетной величины.

  • соберите все документы, которые позволяют признать задолженность безнадежной (первичные документы, договоры, письма с претензиями к должнику, выписки из ЕГРЮЛ или справки налоговой инспекции о ликвидации должника, решения суда и другие документы);
  • проведите инвентаризацию задолженности по выданным займам и определите задолженность, по которой просрочка платежей составила не менее одного года;
  • оформите решение руководителя о списании безнадежной задолженности по займу.

Шаг 4. Определите, на сколько дней просрочены платежи по выданным займам. С учетом этого займы нужно разбить на группы с шагом в 30 календарных дней. То есть займы, просрочка по которым составила от одного до 30 дней – это одна группа. От 31 до 60 дней – вторая и т. д.

Резерв по сомнительным долгам в 2021 году

С 2017 года произошли некоторые изменения в формировании резерва. Например, когда задолженность имеет встречный характер (дебитор должен компании, а компания имеет обязательство перед данным дебитором), то сомнительной признают ту часть долга, которая превышает обязательство. Прежде компании могли включать в резерв всю задолженность. Но на сегодняшний день это четко регламентируется налоговым законодательством (266 НК РФ). Причем необходимо учитывать, что впервые данное нововведение компании могли применить только по итогам 1-го квартала 2017 года. Резервы 2016 года следует учитывать также как это предусмотрено в НК РФ в прежней редакции.

Произошедшее изменение является выгодным для организаций в тех случаях, когда срок возникновения задолженности на конец года равен 45-90 дней, а за первый квартал текущего года более 90 дней. Долг в этом случае, включенный в резерв по итогам 1-го квартала в два раза больше долга, включенного в резерв по итогам года. Читайте также статью ⇒ КАК ПРОВЕСТИ ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ – ПОШАГОВЫЙ АЛГОРИТМ В 2021 ГОДУ

Вас может заинтересовать ::  Скидки На Жд Билеты В 2021 Году На Поезда Дальнего Следования

Если долг контрагента признается компанией сомнительным, то он списывается за счет специально созданного резерва. В статье рассмотрим, что собой представляет сомнительный долг и создаваемый по нему резерв, а также порядок создания и списания этого резерва.

Можно выделить целый ряд причин для того, чтобы в компании создавался резерв по сомнительным долгам. Например, резерв позволяет увидеть обязательства дебиторов и реальный финансовый результат в бухотчетности, а также позволяет оценить возможные убытки, возникающие в результате долга. Поэтому, если в компании возникают сомнительные долги, то обязательно должен создаваться резерв. Это касается даже тех компаний, которые ведут бухучет в упрощенном виде. Читайте также статью ⇒ СПИСАНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ДОЛЖНИКА

  1. Этап 1: Определение платежеспособности должника. Для начала определяется насколько должник платежеспособен. Для этого собирается вся информацию о должнике, проводится анализ данной информации, а затем самостоятельно принимается решение о его платежеспособности.
  2. Этап 2: Определение критериев неплатежеспособности. На втором этапе определяются критерии неплатежеспособности, которые прописываются в учетной политике. Это можно сделать следующим образом: «При оценке дебиторской задолженности на предмет создания резерва по сомнительным долгам учитывать срок задолженности, а также сумму долга».
  3. Этап 3: Формирование резерва. Резерв формируют руководствуясь ПБУ 21/2008, п.2, п.3.
  4. Этап 4: Отражение в бухучете соответствующими проводками формирование резерва.
  5. Этап 5: Списание безнадежной задолженности, руководствуясь ПБУ п.77
  6. Этап 6: Оформление приказа. Факт создания резерва сопровождается оформлением приказа.
  • рассчитанная по результатам инвентаризации сумма резерва по сомнительным долгам корректируется с учетом установленных предельных величин резерва – 10% от выручки за предыдущий год или 10% от выручки за текущий квартал (в зависимости от того, какая величина больше);
  • сумма скорректированного резерва по сомнительным долгам сравнивается с суммой остатка резерва, исчисляемого как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 статьи 266 НК РФ, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты;
  • если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде, если больше — разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Следовательно, при созданий резерва по сомнительным долгам по итогам отчетных периодов в 2020 году его сумма не может превышать большую из величин – 10% от выручки за предыдущий год (2019) или 10% от выручки за текущий квартал. При этом всегда определяется и учитывается сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода.

По требованиям ранее действовавшего IAS 39 резерв под обесценение дебиторской задолженности создавался лишь в том случае, если уже произошли события, свидетельствующие о вероятном неполучении всей суммы долга в установленный срок с дебитора. Новый IFRS 9, в отличие от IAS 39, требует создавать резерв исходя из прогнозов возможного наступления указанных событий в будущем.

Отнесение дебиторской задолженности к категории «сомнительной» в абз. 2 п. 70 ПВБУ №34н можно считать аналогом признания в соответствии с IFRS 9 наличия риска ожидаемых кредитных убытков. Исходя из абз. 2 п. 70 ПВБУ №34н сам по себе факт непогашения дебиторской задолженности в сроки, установленные договором, является (при отсутствии обеспечения соответствующими гарантиями) достаточным основанием для признания такой задолженности сомнительной. Соответственно по просроченной задолженности должен создаваться резерв. В этой части данное требование по существу совпадает с требованиями IFRS 9.

4. При оценке величины резерва сомнительных долгов принимаются в расчет факторы и обстоятельства, влияющие на вероятность погашения задолженности в полной сумме в установленный договором срок. Такими факторами и обстоятельствами, в частности, могут являться:

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. В соответствии с ч. 3 указанной статьи при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

В соответствии с ч. 1 ст.30 402‑ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченным федеральным органом и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона.

Согласно п.70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам. Проводка в данном случае будут следующей:

Порядок создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете законодательно не закреплен. Поэтому организация разрабатывает способ создания резерва самостоятельно. Например, создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возможно воспользовавшись способом, предложенным в налоговом учете, а именно в пункте 74 статьи 266 Налогового кодекса. Или, как вариант, включить всю сумму выявленного долга в резерв.

Обратите внимание на пункт 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н: величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Например, если организация в совокупности выявила дебиторскую задолженность по нескольким контрагентам, то создать резерв следует по каждому. То есть, обязательно ведение аналитического учета.

Сомнительная дебиторская задолженность организации — это задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Если организация в налоговом учете отказывается от создания резерва, то при создании резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возникнет постоянная налогооблагаемая разница. Соответственно, согласно п.7 ПБУ 18/02, в бухгалтерском учете следует признать постоянное налоговое обязательство, сделав запись:

Резервы по сомнительным долгам мфо 2021

1. Резервы на возможные потери по займам формируются по правам требования микрофинансовой организации, возникшим со дня внесения сведений о ней в государственный реестр микрофинансовых организаций, вытекающим из договоров микрозайма и договоров уступки прав требования по договорам микрозайма, заключенным между заемщиками и микрофинансовыми организациями.

2. Резервы на возможные потери по займам формируются ежеквартально по состоянию на последнее число квартала при наличии не исполненных (полностью либо частично) обязательств перед микрофинансовой организацией в отношении задолженности по микрозаймам и по вложениям в права требования микрофинансовой организации, вытекающим из договоров уступки прав требования по договорам микрозайма, заключенным между заемщиками и микрофинансовыми организациями (далее — приобретенные права требования по договорам микрозайма), а также в отношении обязательств по реструктурированным микрозаймам, установленных по результатам инвентаризации задолженности по состоянию на последнее число квартала. Инвентаризацией задолженности в целях настоящего Указания признается осуществляемая микрофинансовой организацией проверка числящейся по состоянию на последнее число квартала задолженности по выданным микрозаймам и приобретенным правам требования по договорам микрозайма с целью выявления и определения продолжительности просроченных платежей.

Вас может заинтересовать ::  Как изменилась деятельность коллекторов с 2021 года

5. Значения резервов устанавливаются в процентах от суммы основного долга по микрозаймам или от суммы вложений по приобретенным правам требования по договорам микрозайма в зависимости от группы и подгруппы задолженности, а также от продолжительности просроченных платежей по задолженности согласно приложению к настоящему Указанию.

Одновременно со списанием с баланса безнадежной задолженности по основному долгу за счет резерва на возможные потери по займам по решению уполномоченного органа микрофинансовой организации списывается задолженность по процентам, начисленным по соответствующему договору микрозайма.

Со дня вступления в силу настоящего Указания признать утратившим силу Указание Банка России от 14 июля 2014 года № 3321-У «О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам», зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 11 августа 2014 года № 33520 («Вестник Банка России» от 3 сентября 2014 года № 78).

Резервы по сомнительным долгам в 1С

Наша компания резервы по сомнительным долгам создает только в бухгалтерском учете раз в год по состоянию на 31 декабря. Первый резерв нами был начислен в бухгалтерском учете по состоянию на 31.12.2020г. через регламентную операцию «Расчет резервов по сомнительным долгам»(предварительно в «Учетной политике» мы проставили флажок «Формируются резервы по сомнительным долгам» с Декабря 2020г.).
Насколько мы поняли, т.к. не существует четкой методики начисления резерва именно в БУ, то в 1С правила формирования резерва в БУ соответствуют правилам
формирования резерва в НУ .

P.S. Ранее мы сначала по таким долгам оформляли операцию «Корректировка долга» и относили эту задолженности на 91 счета, но теперь это должен быть 63 счет?
Каким образом такой зачет и списание задолженности производить в 1С с учетом ранее начисленного резерва.

Вопрос:
По состоянию на 31.12.2021г. в резерв не должна будет попасть задолженность с истекшим сроком исковой давности (т.е. срок возникновения -2018 год) или
задолженность по контрагентам, ликвидированным/банкротам и исключенным в 2021г. из ЕГРЮЛ.
Каким образом в программе 1С реализована функция закрытия ранее начисленного резерва по данным задолженностям??
При условии,что никто не погасит эту задолженность на р/счет. Он должен быть списан с 63счета!

Добрый день! Да, мы поняли рекомендации. Но когда контрагентов тысячи, то невозможно вручную считать резерв. Проще подкорректировать сформированные программой суммы. Я правильно поняла, что в дальнейшем списание задолженности (по контрагентам, ликвидированным/банкротам и исключенным в 2021г. из ЕГРЮЛ.) необходимо отслеживать вручную и вводить ОперацияВведеннаяВручную ??

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса (для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций — от суммы доходов, определяемых в соответствии с настоящей главой, за исключением доходов в виде восстановленных резервов). При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

1. Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом. При наличии задолженностей перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения уменьшение таких задолженностей на кредиторскую задолженность налогоплательщика производится начиная с первой по времени возникновения.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются суммы прекращенных перед налогоплательщиком — уполномоченным банком денежных обязательств, перечень которых определен актом Правительства Российской Федерации, принятым на основании части 3 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5. Сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленного на отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 настоящей статьи, сравнивается с суммой остатка резерва, который определяется как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 настоящей статьи, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты. В случае, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги гражданина, признанного банкротом, по которым он освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов (считаются погашенными) в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Так же, как и в бухгалтерском учете, при формировании резерва по сомнительным долгам налогоплательщик вправе учесть сумму сомнительной задолженности в размерах, предъявленных продавцом покупателю, включая сумму НДС (письмо Минфина РФ от 03.08.2010 г. № 03-03-06/1/517).

В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Минфин РФ в письме от 22.03.2010 г. № 03-03-06/1/165 разъяснил, что если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, ограничение величины резерва в 10% от выручки распространяется на всю сумму резерва по сомнительным долгам, включающую в себя сумму не полностью использованного резерва и сумму досоздаваемого резерва.

Изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию)признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности (3 года), а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Резервы по сомнительным долгам мфо 2021

Утверждение порядка формирования кредитными кооперативами резервов на возможные потери по займам предусматривается возложить на определяемый правительством федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование отношений в сфере кредитной кооперации.

Сумма НУ Дт 63 и Сумма НУ Кт 91.01
– на сумму восстановленного резерва (45 000,00 руб. = 70 000,00 – 25 000,00 руб.);
Сумма ПР Дт 91.02 и Сумма ПР Кт 63
– на постоянную разницу (75 000,00 руб.);
Сумма ПР Дт 63 и Сумма ПР Кт 91.01
– на отрицательную постоянную разницу (– 45 000,00 руб.).

Если резерв не удалось использовать до конца учетного года, который следует после того, в котором был создан резерв, то эта сумма на балансе должна быть присоединена к финансовым результатам по итогам этого года по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», кредиту 91 «Прочие доходы и расходы».

Вас может заинтересовать ::  Льготы ветеранам труда по жкх в чувашии ш

Создание резерва по сомнительным долгам позволит показать в бухучете реальную картину финансового положения дел в организации. А в налоговом учете — даст возможность пораньше признать расход тем, кто применяет метод начислени Вот почему «сомнительный» резерв пользуется популярностью.

7. Вне зависимости от продолжительности просроченных платежей по задолженности ставки резервирования устанавливаются в размере не менее 99 процентов в соответствии с приложением к настоящему Указанию, но не превышают 100 процентов, в следующих случаях (до их устранения):

Резервы по сомнительным долгам мфо 2021

Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Налоговый консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения «Ассоциация аудиторских организаций»

  • определения типов обязательств, на которые распространяются п.3.48 ст. 175 НК;
  • подтверждение сумм обязательств (проведение инвентаризации расчетов),
  • перерасчет размера включенного в состав внереализационных расходов резерва по сомнительным долгам в каждом налоговом периоде.
  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше девяноста календарных дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения от сорока пяти до девяноста календарных дней (включительно) — в сумму резерва включается пятьдесят (50) процентов от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 календарных дней — сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Для целей налогового учета в состав внереализационных расходов в 2019г. могут включаться резервы по сомнительным долгам, созданные по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности, не погашенной в установленный срок, возникшей в связи с реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов, но не более 5% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов с учетом НДС (подп. 3.48. п. 3 ст. 175 НК), с учетом налога на добавленную стоимость, и исчисленные следующим образом:

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, соответствующая следующим критериям (п.42 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102; далее — Инструкция № 102):

б) каждый член рабочей комиссии рассматривает указанный комплект документов в течение пяти дней с даты поступления. Результаты рассмотрения оформляются протоколом заседания рабочей комиссии с приложением таблицы с указанием филиалов ОАО «РЖД», контрагентов, предмета договора, статьи задолженности (в соответствии с разделом «Резерв по сомнительным долгам» формы «Приложение (пояснения) к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках») и суммы создаваемого резерва;

3. Руководителям филиалов ОАО «РЖД» при принятии решения о создании резерва по сомнительным долгам, а также при подготовке заявок на его создание обеспечить соблюдение учетной политики ОАО «РЖД» и критериев признания дебиторской задолженности сомнительной согласно приложению N 1.

в) на основании указанного протокола оформляется распоряжение ОАО «РЖД» о создании резерва по сомнительным долгам за подписью старшего вице-президента, в ведении которого находятся вопросы финансово-экономического блока, с приложением таблицы с указанием филиалов ОАО «РЖД» и сумм создаваемого резерва.

а) филиал ОАО «РЖД» и подразделения аппарата управления ОАО «РЖД», ответственные за расчеты с контрагентами, представляют заявку и комплект документов, необходимый для создания резерва по сомнительным долгам, согласно приложению N 2 в постоянно действующую рабочую комиссию по списанию дебиторской и кредиторской задолженности, созданную распоряжением ОАО «РЖД» от 13 июня 2006 г. N 1182р (далее — рабочая комиссия), не позднее 15 мая (при формировании отчетности за первое полугодие) и не позднее 10 декабря (при формировании годовой отчетности).

  • наличие документа органа исполнительной или судебной власти, информирующего о неудовлетворительном финансовом положении, возможном банкротстве, реорганизации должника или об иных факторах, препятствующих своевременному исполнению должником своих обязательств;
  • наличие документа компетентного органа, подтверждающего форс-мажорные обстоятельства, возникшие вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, связанные с существенными изменениями национальных или местных экономических и политических условий, стихийными явлениями (военными действиями, политическими волнениями, финансово-экономической нестабильностью (кризисом), пожарами, наводнениями и т.п.), препятствующими своевременному исполнению должником своих обязательств;
  • задолженность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и внебюджетных фондов, возникшая в связи с государственным регулированием цен и тарифов, источник финансирования которой по состоянию на дату принятия решения о создании резерва не предусмотрен в соответствующих бюджетах этих органов, а также задолженность иных дебиторов, погашение которой напрямую или опосредованно зависит от исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и внебюджетными фондами обязательств по компенсации выпадающих от регулирования цен и тарифов доходов ввиду отсутствия в их бюджетах соответствующих лимитов (средств);
  • задолженность со сроком возникновения более двенадцати месяцев, не погашенная в сроки, установленные договором, не обеспеченная залогом, поручительством, банковской гарантией, а также не подлежащая реструктуризации (оплате) в течение ближайшего отчетного года.

Микрофинансовые организации обязаны обеспечить надлежащее оформление документов, используемых для целей расчетов резервов на возможные потери по займам. Документы МФО, используемые для целей расчетов резервов на возможные потери по займам, подлежат хранению в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно п. 70 Положения N 34н в бухгалтерском учете под сомнительной задолженностью понимается задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Так, в Письме Минфина России от 15 ноября 2005 г. N 03-03-04/3/15 «Об учете убытков по безнадежным долгам в целях налогообложения прибыли» сказано, что так как резерв по сомнительным долгам не создается в отношении задолженности по ценным бумагам, то организация, применяющая метод начисления, должна сторнировать суммы процентов, ранее учтенных в доходах при налогообложении налогом на прибыль организаций, но фактически не полученных по причине ликвидации организации, выпустившей вексель.

Суммы отчислений в резервы на возможные потери по займам, сформированные в порядке, установленном Указанием Банка России от 14.07.2014 №3321-У «О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам» в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010 года №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», включаются МФО в состав внереализационных расходов в течение отчетного (налогового) периода. Суммы резервов на возможные потери по займам используются МФО при списании с баланса безнадежной задолженности по займам в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации. Вместе с тем, следует отметить, что при принятии МФО решения о списании с баланса безнадежной задолженности по займам прекращается начисление процентов на данную задолженность, если начисление таких процентов не прекращено ранее в соответствии с договором.

Следует обратить внимание читателей на то, что если по кредитам и займам Минфин России допускает возможность списания безнадежных процентов в состав внереализационных расходов налогоплательщика, то в отношении списания процентов, начисленных по долговым ценным бумагам, позиция совершенно иная.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector