Свалка на землях лесного фонда

Свалка на землях лесного фонда

Скажем сразу: и комитет, и арендаторы солидарны в том, что убирать леса они не должны, а вся ответственность лежит на муниципальной администрации (это – кандидат номер три). Когда волонтеры, много раз подряд убиравшие мусор в лесу в районе станции Лемболово (Всеволожский район), обратились в комитет с просьбой провести профилактику образования свалок (посредством установки контейнера), ответ был таким: «выявленные в границах муниципальных образований в лесном фонде несанкционированные свалки твердых бытовых отходов свидетельствуют о невыполнении администрацией муниципального образования возложенных на нее законом обязанностей». При этом зам. главы КПР Павел Немчинов сослался на ст.8 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и на 131-ФЗ «О местном самоуправлении».

Больше половины площади Ленинградской области (47 тысяч квадратных километров) составляет лесной фонд. Как и на всех общественных территориях, там скапливается мусор. Только вот убирать его некому. Лесной кодекс ответственных лиц определяет не слишком четко, что дает возможность различным ведомствам трактовать ответственность (точнее, безответственность) в свою пользу. В смысле: «Убирать должны не мы, а они».

Аналогично директор лесозаготовительной компании ООО «Альфа», арендующей участки в Шалово-Перечицком заказнике (Лужский район), категорически не согласен отвечать за мусор: «Это некомпетентные сотрудники прокуратуры считают, что плохое «санитарное состояние леса» – это мусор. На самом деле этот термин касается только здоровья деревьев. Уборкой и вывозом мусора должна заниматься местная администрация, которая делать ничего не хочет и пытается переложить свои обязанности на лесных арендаторов».

Анастасия Филиппова, РОО «Новый экологический проект»: «В настоящее время правоприменительная практика такова, что ответственность за охрану лесов от загрязнения целиком возложена на арендатора лесного участка. Если участок не в аренде – на орган исполнительной власти региона. В Ленинградской области прокуратура неоднократно через суд добивалась от арендаторов ликвидаций свалок, в том числе, и в границах заказника «Шалово-Перечицкий». С учетом вывода Конституционного суда и в условиях дефицита бюджетов властям, безусловно, проще переложить ответственность за чистоту леса на арендатора».

Что любопытно, собственные подчиненные Павла Немчинова трактуют закон прямо противоположным образом, то есть – вполне корректно. Так, инспектор заказника «Север Мшинского болота» (Лужский район) Андрей Иванов, выступая в августе перед волонтерами, приехавшими убирать в заказнике мусор, также определил, что вообще-то эта обязанность лежит на арендаторе, хотя заставить его выполнить свои обязанности крайне сложно. Его однофамилец и инспектор Шалово-Перечицкого заказника Александр Иванов изложил автору статьи аналогичную позицию. Правда, он не уверен, что арендатора можно понудить вывозить мусор из контейнеров, которые установлены не им. «Зато если их убрать, и на их месте вырастет свалка уже на земле, то убирать ее будет обязанностью арендатора». Правда, понуждение его представляет собой очень сложную процедуру: «Я зафиксирую свалку, отправлю информацию моему начальству, они переправят в госэкоконтроль, оттуда предписание пойдет директору Лужского лесничества, который, в свою очередь, предпишет арендатору». Добавим – арендатор, скорее всего, выполнять предписание откажется, придется понуждать его через суд. А за это время свалка вырастет до размеров Эвереста. Но это – уже несовершенство применительной практики, а закон есть закон.

Разъяснение Рослесхоза; По вопросу ликвидации несанкционированных свалок мусора с учетом постановлений Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 13.10.2015 N 26-П пришел к выводу, что законодательство Российской Федерации не возлагает на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями, а также отметил, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации и относятся к санитарно-оздоровительным мероприятиям, которые осуществляются согласно статье 55 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой к санитарно-оздоровительным мероприятиям относится в том числе и очистка лесов от загрязнения, захламления и иного негативного воздействия.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в том числе относится решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов определены в Правилах санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 (далее — Правила). Меры санитарной безопасности в лесах согласно статье 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации и пункту 2 Правил включают в себя лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Заместитель начальника Управления охраны и защиты лесов Рослесхоза Алексей Щепин согласился с тем, что решения судов выносятся зачастую не самые логичные. Он напомнил о том, какие есть законы, регулирующие данную сферу, и стало очевидно, что проблема кроется в отсутствии у муниципалитетов средств на организацию полигонов по сбору и переработке мусора.

Генеральный директор ООО «Владимирский ЛПК» Андрей Чусовский, ставший одним из инициаторов этого мероприятия, рассказал о прецеденте, когда жители одного из поселков отказались платить за вывоз мусора, и там образовалась свалка. За ликвидацию свалки должны отвечать органы местного самоуправления, однако суд освободил их от этой обязанности, возложив ее на арендаторов лесных участков.

Директор ФБУ «Рослесозащита» Евгений Трунов напомнил и о том, что в некоторых муниципалитетах – так называемых многолесных – сам вывоз мусора осуществлять некуда: кругом леса, поля и реки. Он выдвинул предложения: жесткое разграничение полномочий и обязанностей между разными уровнями власти и пользователями леса, внимательное отношение кградостроительному институту (закладывать заранее места для мусорных полигонов) и выделение субсидий и неких льгот для тех предприятий, кто занимается сбором, сортировкой и переработкой мусора.

Юрий Шуваев отметил тенденцию ухудшения санитарного состояния лесов. Все мы с вами видим, что происходит сейчас на опушках леса, вдоль дорог, по берегам рек и водоемов. В современном быте у населения мире образовывается множество отходов, в том числе твердые бытовые – банки, стекло, упаковка, а также лом бытовой техники, осветительных приборов, строительный мусор, которые необходимо перерабатывать и утилизировать. Сами по себе выброшенные твердые бытовые отходы (пластик, электроника, пластмасса, стеклобой) не исчезнут. Необходимо, с одной стороны, безотлагательно укрепить администрирование, правоприменительную практику, повысить ответственность муниципальных, коммунальных служб, обеспечивающих организацию, сбор, сортировку, переработку и утилизацию твердых бытовых отходов.

Зачастую, несанкционированные свалки устраивает население на землях лесного фонда, так как в большинстве муниципальных образований специальных полигонов по размещению и утилизации отходов просто нет. Отсутствуют и специализированные организации по переработке бытового мусора. Член Комиссии ОП РФ Виктор Грачев отметил, что это уже не первое обсуждение, связанное с землями лесного хозяйства: «Каждое мероприятие мы посвящаем вполне конкретным проблемам. Многие вопросы по итогам прошедших встреч решены либо находятся в процессе решения.

Суд удовлетворил требования прокурора. Закон № 131-ФЗ обязывает органы местного самоуправления заниматься предупреждением чрезвычайных ситуаций на территории поселения. Поэтому они должны проводить организационно-технические мероприятия по защите населения от эпидемий и эпизоотий, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям (решение Большереченского районного суда Омской области от 23.07.2010 по делу № 2-338/2010).

Нормы федерального законодательства не предусматривают непосредственной передачи бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность. На основании этих норм нельзя заставить муниципальное образование содержать или создавать скотомогильники (биотермические ямы) без передачи государственных полномочий и денежных средств для их обеспечения. На это еще в 2009 году указал Верховный суд.

При обращении с отходами часто возникает вопрос о том, к чьим полномочиям относится ликвидация несанкционированных свалок. Однозначного ответа в законах нет, поэтому возникают споры о распределении полномочий по ликвидации свалок между органами власти разных уровней.

В другом деле суд удовлетворил иск прокурора к областному правительству. Он отметил, что обязанность содержать скотомогильники возложена на региональные органы власти. Данные полномочия и финансирование муниципалитетам не передавались (кассационное определение Оренбургского областного суда от 18.01.2011 по делу № 33-183/2012).

Суд первой инстанции отказал в иске, но апелляция отменила решение. Вышестоящий суд отметил, что в соответствии с частью 1 статьи 84 ЛК органы местного самоуправления должны принимать меры по предотвращению вредного воздействия только на лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Оснований для иного распределения публичных полномочий в сфере лесных отношений законодательством не предусмотрено (апелляционное определение Свердловского областного суда от 16.02.2018 по делу № 33-1781/2018).

Вас может заинтересовать ::  Губернаторские выплаты пенсионерам женщине в иркутске

Трудный мусор

Стихийно возникающие свалки становятся серьезной проблемой в первую очередь для арендаторов и владельцев лесных участков. Как объясняет руководитель группы лесоперерабатывающих компаний в Ленинградской области Runko Group Александр Ошкаев, не первый год занимающийся проблемой вывоза мусора из арендуемых организациями лесных массивов, несмотря на желание ликвидировать нелегальные свалки, законодательного права делать это компании-арендаторы не имеют.

Однако пока этот процесс только начинает выстраиваться, поэтому вопрос о том, успеют ли операторы вовремя устранить свалки с территорий муниципальных образований, в том числе и лесного фонда, – риторический. «Закон принят, но его формулировки носят общий характер, поэтому в любом случае будут появляться подзаконные акты, которые должны будут конкретизировать действия», — говорит Михаил Бойцов.

Региональный оператор не в состоянии справиться с таким количеством мусора. Очевидно, что проблему можно решить только за счет предоставления арендаторам, заинтересованным в сохранении чистоты лесов и имеющим ресурсы для их уборки, права заниматься вывозом ТБО.

Еще одной проблемой, как отмечают юристы, является то, что с внесением изменений в закон о местном самоуправлении требование о сборе и утилизации отходов для местных властей перестало быть обязательным. Муниципалы обязаны лишь содействовать этому процессу, а сама обязанность возложена на региональных операторов, которые избираются на конкурсной основе. Операторы получают лицензию, а затем единолично занимаются ликвидацией незаконных свалок. В свою очередь, операторы, которым переданы все права по сбору, утилизации и транспортировке отходов, должны заключать договоры с муниципалитетами и с властями субъектов.

Участники проекта ОНФ «Генеральная уборка» за полтора года работы, к лету 2018 года, нанесли на интерактивную карту свалок 122 объекта только на территории Всеволожского района. И это – лишь треть от общего числа сообщений, поступивших от жителей Ленинградской области.

Правилами организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 542 (далее — Правила), определено, что организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее — объекты), осуществляют органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 78 Федерального закона N 7-ФЗ на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

О тмечается, что статьей 60.12 Лесного кодекса РФ (далее — ЛК РФ) установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с ЛК РФ, Федеральным законом N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон N 7-ФЗ) и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 83 ЛК РФ полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) являются полномочиями, переданными для исполнения органам исполнительной власти субъектов РФ. Согласно статье 80.2 Федерального закона N 7-ФЗ организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Таким образом, несанкционированное размещение в лесах отходов производства и потребления необходимо устранять в рамках мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) путем выявления, пресечения и понуждения к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах. Случаи же, когда лица, виновные в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах, не выявлены, надлежит рассматривать как факты неэффективного осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

Свалка на землях лесного фонда

Больше половины площади Ленинградской области (47 тысяч квадратных километров) составляет лесной фонд. Как и на всех общественных территориях, там скапливается мусор. Только вот убирать его некому. Лесной кодекс ответственных лиц определяет не слишком четко, что дает возможность различным ведомствам трактовать ответственность (точнее, безответственность) в свою пользу. В смысле: «Убирать должны не мы, а они».

Ликвидация несанкционированных свалок не может сводиться только к очистке лесных участков от мусора. Она предполагает помимо этого транспортировку коммунальных отходов, их обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение. А это та сфера, которая законодательно, пусть и рамочным образом, закреплена и за муниципальными образованиями. Поэтому проблема не в том, что органы местного самоуправления заставляют заниматься государственным делом без наделения их государственными полномочиями, а в том, что естественная сфера ответственности именно муниципальных образований четко за ними не закреплена нормативно и не подкреплена необходимыми источниками финансирования.

Аналогично директор лесозаготовительной компании ООО «Альфа», арендующей участки в Шалово-Перечицком заказнике (Лужский район), категорически не согласен отвечать за мусор: «Это некомпетентные сотрудники прокуратуры считают, что плохое «санитарное состояние леса» – это мусор. На самом деле этот термин касается только здоровья деревьев. Уборкой и вывозом мусора должна заниматься местная администрация, которая делать ничего не хочет и пытается переложить свои обязанности на лесных арендаторов».

Что любопытно, собственные подчиненные Павла Немчинова трактуют закон прямо противоположным образом, то есть – вполне корректно. Так, инспектор заказника «Север Мшинского болота» (Лужский район) Андрей Иванов, выступая в августе перед волонтерами, приехавшими убирать в заказнике мусор, также определил, что вообще-то эта обязанность лежит на арендаторе, хотя заставить его выполнить свои обязанности крайне сложно. Его однофамилец и инспектор Шалово-Перечицкого заказника Александр Иванов изложил автору статьи аналогичную позицию. Правда, он не уверен, что арендатора можно понудить вывозить мусор из контейнеров, которые установлены не им. «Зато если их убрать, и на их месте вырастет свалка уже на земле, то убирать ее будет обязанностью арендатора». Правда, понуждение его представляет собой очень сложную процедуру: «Я зафиксирую свалку, отправлю информацию моему начальству, они переправят в госэкоконтроль, оттуда предписание пойдет директору Лужского лесничества, который, в свою очередь, предпишет арендатору». Добавим – арендатор, скорее всего, выполнять предписание откажется, придется понуждать его через суд. А за это время свалка вырастет до размеров Эвереста. Но это – уже несовершенство применительной практики, а закон есть закон.

Казалось бы, в прошлом году Конституционный суд поставил в этом споре точку. Когда прокуратура Республики Саха (Якутия) через суд обязала было администрацию Нерюнгринского района убирать мусор в лесах, та обратилась в высший судебный орган страны и выиграла! Конституционный суд решил, что в случае, если обязанность ликвидировать лесные свалки возложить на муниципалитеты, их необходимо наделить соответствующими полномочиями, а также обеспечить финансирование подобных работ.

Материалы о выявленных фактах несанкционированного складирования отходов в лесах направляются в территориальные отделы МВД России для установления виновных лиц. При установлении виновных лиц, у Департамента появляется возможность взыскать с виновников вред, причиненный лесам, и обязать провести работы по рекультивации лесного участка.

В случае если виновные лица не установлены, а участок леса находится в аренде, требования по очистке и рекультивации территории загрязненных лесных земель предъявляются к арендаторам лесных участков. В качестве примера: в 2016 году было выявлено 20 фактов складирования отходов на арендованных лесных участках. По фактам загрязнения наши лесничества направили претензионные письма в адрес арендаторов и в суды. В 4-х случаях суды обязали арендаторов лесных участков ликвидировать свалки (ООО «Форвест», ООО «Крона», ПАО «Тплюс»). Арендаторам также было присуждено возмещение ущерба – порядка 965 миллионов рублей (Билимбаевское лесничество ООО «Форвест», ООО «ПКП Сталь-Маркет»).

Отмечу, что решение проблемы несанкционированных свалок коммунальных отходов невозможно без активного участия органов местного самоуправления и жителей. Они должны организовать своевременный вывоз коммунальных отходов, в том числе и с территорий дачных поселков, на оформленные в установленном законом порядке полигоны бытовых (коммунальных) отходов. Как пример: из-за отсутствия такого полигона на территории городского округа Первоуральск за несанкционированное размещение свалки причиненный лесам ущерб составил более 300 миллионов рублей.

В заключении хочу сказать, что наметилась еще одна положительная тенденция. По искам прокуратуры 2016 года судами на Департамент возложена обязанность по ликвидации 7 свалок , при этом в двух случаях суд обязывает Рослесхоз профинансировать эти работы. То есть, у нас должны появиться законные, а не изысканные средства на проведение работ.

Однако для законного проведения работ силами Департамента соответствующая нормативная база отсутствует. Кроме того Рослехозом не определен порядок финансирования таких работ, поскольку уборка свалок не отнесена ни к мероприятиям по охране, защите и воспроизводству лесов, ни к санитарно-оздоровительным мероприятиям, которые финансируются из федерального бюджета.

По мнению заявителя, примененные в данном деле законоположения противоречат Конституции РФ, поскольку возлагают на органы местного самоуправления муниципального района обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на землях лесного фонда, являющихся федеральной собственностью, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями и без предоставления субвенций для финансового покрытия расходов на связанные с этим мероприятия.

Также, как указал КС РФ, в Лесном кодексе России прописан порядок использования и охраны лесного фонда, в рамках которого на органы местного самоуправления возложены полномочия по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) лишь на тех лесных участках, которые находятся в муниципальной собственности.

Таким образом, суды, принимая решение по Нерюнгринскому району, должны были учитывать изложенные в нем правовые позиции, определяющие конституционно-правовые основы участия органов местного самоуправления в отношениях по обращению с отходами, в том числе при разрешении дел, касающихся определения полномочий и объема финансовых обязательств муниципальных районов в указанной сфере.

Соответствующее постановление стало результатом проверки конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Как сообщает КС, поводом к рассмотрению этого дела явилась жалоба администрации муниципального образования «Нерюнгринский район».

Как следует из материалов дела, вышеупомянутые нормы относят к вопросам местного значения городского поселения организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района – организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. 12 сентября 2014 года решением Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) по иску прокурора города Нерюнгри, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха от 17 ноября 2014 года, на администрацию муниципального образования «Нерюнгринский район» была возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов на участке земель лесного фонда, расположенных на территории данного муниципального района.

Вас может заинтересовать ::  Стандартный налоговый вычет на ребенка инвалида в 2021

Госдуме напомнили о пробеле в законодательстве в части ликвидации свалок отходов в лесах

Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Роман Полшведкин в письме, направленном в адрес председателя Комитета по природным ресурсам Госдумы Николаю Николаеву, указал на пробел в законодательстве в части ликвидации несанкционированных свалок на территории лесного фонда.

В письме говорится, что средства, поступающие в регионы из федерального бюджета в качестве субвенций на осуществление полномочий по управлению лесами, нельзя тратить на ликвидацию и рекультивацию несанкционированных свалок отходов. При этом субъект не имеет права расходовать средства на финансирование природоохранных мероприятий на федеральных землях.

Второй вариант подразумевает разработку Минприроды России единого алгоритма ликвидации и рекультивации таких объектов. Однако потребуется определить источники финансирования. Если лесная несанкционированная свалка находится далеко от объектов размещения отходов (полигонов), то ее экономически целесообразно рекультивировать. Если расположение свалки позволяет ее ликвидировать, то такие отходы нужно вывозить на зарегистрированный в ГРОРО объект размещения отходов.

собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы МСУ, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Согласно подпункта 18 пункта 1 статьи 14 и пунктом 4 статьи 14 закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения и муниципальных районов относится вопрос участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.

Государственный земельный надзор за соблюдением требований о порче земли в результате нарушений правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы (Россельхознадзор).

В силу положений п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.В силу ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 указанного Закона содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, решение вопросов организации деятельности и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов предопределяет необходимость реализации государственными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории муниципальных образований своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению коммунальных и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку. Указанное означает, что на муниципальные районы возложена не вся полнота бремени несения затрат по очистке территории муниципального образования от загрязнения коммунальными и промышленными отходами, необходимо учитывать компетенцию субъекта Российской Федерации, которой он наделен в этой области. Закрепление за муниципальными образованиями в качестве вопроса местного значения участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, не может толковаться как законодательное включение в их собственную компетенцию государственных полномочий.Отношения в сфере обращения с отходами производства и потребления в Омской области регулируются Законом Омской области от 27.12.2006 N 842-ОЗ «Об отходах производства и потребления в Омской области».К полномочиям исполнительного органа государственной власти Омской области, уполномоченного в сфере строительства, архитектуры и жилищно-коммунального комплекса (Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области) в сфере обращения с отходами относятся утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора), организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (статья 6).Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих Постановлениях по смыслу взаимосвязанных положений ст. ст. 42 и 58 Конституции Российской Федерации в их истолковании Конституционным Судом Российской Федерации, конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии; поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду; сама же публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков (Постановления Конституционного Суда от 14.05.2009 N 8-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 13.10.2015 N 26-П). Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) рассматривается в качестве проявления негативного воздействия на окружающую среду (п. 1 ст. 16). В силу ст. 51 указанного Федерального закона такие отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Положениями ст. ст. 3, 5 — 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ закреплен принцип ответственности как органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении возложенных на них данным и иными федеральными законами полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, законодатель предусмотрел взаимодействие органов государственной власти субъектов Федерации с органами местного самоуправления в пределах закрепленных за ними полномочий, в частности для выявления и своевременного устранения несанкционированного складирования коммунальных и промышленных отходов, причиняющего вред окружающей среде и служащего фактором негативного воздействия на здоровье человека. В рассматриваемом случае обязанность по ликвидации несанкционированного размещения отходов возложена решением суда на Администрацию муниципального района и на орган государственной власти субъекта РФ в лице соответствующего министерства, как на надлежащих ответчиков. Поскольку лицо, виновное в несанкционированном размещении отходов, не установлено, вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления, несанкционированных свалок на расположенных на территории Кормиловского муниципального района земельных участках должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка. Применительно к землям неразграниченной собственности лицом, которому предоставлено право распоряжения земельным участком, является орган местного самоуправления муниципального района (ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). На основании изложенного, поскольку представленными доказательствами подтвержден факт образования свалки на землях Кормиловского муниципального района Омской области, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется Администрацией Кормиловского муниципального района Омской области, при этом осуществление мероприятий по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов фактически является совместной обязанностью органа исполнительной власти Омской области и органа местного самоуправления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и на Администрацию Кормиловского муниципального района Омской области обязанности устранить загрязнение земельного участка, расположенного в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером N , расположенного по адресу: , от твердых бытовых отходов площадью Га, объемом куб. м. В данной связи доводы апелляционной жалобы о том, что организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных расходов отнесена к полномочиям субъектов РФ, возложение на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированных свалок необоснованно, отклоняются как противоречащие приведенным выше нормам права и обстоятельствам дела.

В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее — место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов. пункты 16, 17 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641»

Кто обязан убирать свалку на землях лесного фонда? Лесничество или муниципалы

«Никто не будет заниматься сбором мусора в поселках, если очистку прилегающих лесов возложат только на арендаторов, – считает Александр Ошкаев. – Региональный оператор финансируется за счет бюджета. Если сбор мусора в лесу включат в его обязанности, так как лес находится на муниципальной территории, то и оператору будет уже небезразлична его судьба».

Вас может заинтересовать ::  Скачать 2 ндфл за 2021 год бесплатно программу на сайте налоговой

Оборот ТБО регулируется рядом правовых актов, в числе которых Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89 с внесенными в июле 2108 года изменениями; постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2000 года № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»; постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов»; постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2002 года № 340 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами» и другие.

Власти Нерюнгринского района не согласны с такой трактовкой и просят КС освободить их от обязанности по расчистке бесхозных свалок: предусмотренные законом полномочия в этой сфере подразумевают лишь оказание «регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования», настаивают заявители.

Согласно подпункта 18 пункта 1 статьи 14 и пунктом 4 статьи 14 закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения и муниципальных районов относится вопрос участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.

У принятия закона о лесной амнистии было немало противников. Они опасаются того, что приоритет ЕГРН приведет к массовому выводу земель из лесного фонда, уничтожению огромного массива российского леса. Предполагается, что лесная амнистия приведет к массовой застройке в лесах в районах крупных городов.

Содержательная сторона раскрывает сущность и содержание понятия «санитарно-оздоровительные мероприятия» –это вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, возникшего только вследствие заготовки древесины.

Можно лишь эмпирическим путем предположить, каковы объемы отходов и площади загрязнения лесов. Не прибегая к методам научного познания, уже сейчас можно с полной уверенностью утверждать, что почти везде, где ступала нога человека, остается его «мусорный след». Так, например, в парке Санкт-Петербургской лесотехнической академии на 1 м 2 на поверхности земли и на глубине не более 5 см находится в среднем от 3 до 5 бутылочных пробок из цветного металла, не считая чермета. Следовательно, на поверхности и под землей в парке находится примерно 3 млн таких пробок весом около 3 тыс. кг.

– На чем основано исковое требование правоохранительных органов к арендатору лесного участка?
– Анализ гражданских дел показывает, что в договорах аренды лесных участков одной из обязанностей арендатора является «осуществление за счет своих средств санитар но-оздоровительных мероприятий на арендованном лесном участке».
Экологические последствия
Загрязнение лесов бытовыми отходами и несанкционированными свалками имеет негативные эколого-экономические последствия. По оценкам специалистов, в процессе разложения отходов образуется ядовитая жидкость, которая стекает вниз и, если в основании полигона нет защитной геомембраны или глиняного замка, попадает в грунтовые воды, после чего потребляется в качестве питьевой воды.

Этот пункт договора вытекает из ст. 55 Лесного кодекса, в которой сказано, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Данные меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, должны осуществляться арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

А вот ликвидация несанкционированных свалок бытовых отходов на территории арендованного лесного участка регламентируется нормами других отраслей права, согласно которым данные мероприятия осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями.

В связи с этим следует опираться на нормы федеральных законов: № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 13 и 42 Земельного кодекса РФ, а также на нормы принятых в развитии вышеуказанных законов муниципальных правовых актов, направленных на обеспечение санитарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия граждан как на одно из условий реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Ликвидация свалок на землях лесного фонда 2021

В соответствии со статьей 78 Федерального закона N 7-ФЗ на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Сейчас лесничие при обнаружении свалки должны предпринимать меры по установлению виновника, за чей счет и должна производиться уборка. Однако, по словам чиновника администрации, на практике составленный лесничими акт о нарушении сразу направляется в прокуратуру, которая выносит представление в адрес местных властей и при необходимости обращается в суд. Муниципалитет убирает несанкционированные свалки на территориях общего пользования внутри города, а обязанность убирать их в лесах закон на органы местного самоуправления не возлагает, считает собеседник издания. Иными словами, заявители просят КС признать, что о чистоте земельного участка должен заботиться его собственник, если иное прямо не сказано в законе.

Лесникам надо в ноги поклониться КС РФ за его постановление о незаконных свалках ТБО на землях ЛФ.
Теперь вся «ЗОЛОТАЯ капуста ТБО» в лесах принадлежит лесникам и только им. Пускай кто-нибудь чужой попробует откусить от этого пирожка, враз зубы обломаются.
Вот и по нашей улице инкассатор поехал.
Браво КС РФ.

Участники проекта ОНФ «Генеральная уборка» за полтора года работы, к лету 2018 года, нанесли на интерактивную карту свалок 122 объекта только на территории Всеволожского района. И это – лишь треть от общего числа сообщений, поступивших от жителей Ленинградской области.

Когда Вы всё это посчитаете, то увидите, что эта работа абсолютно не организована органами местного самоуправления даже по формальным признакам. И это только бытовые отходы. Допустим, на одну десятую часть отходов они Вам, может, и покажут документы, а куда населению девять десятых отходов девать? Естественно в леса, овраги, балки, вдоль дорог, беседок, в реки и озёра.

Однако, как сообщают авторы телеграм-канала «Зеленый змий», глава Минприроды РФ Дмитрий Кобылкин высказался против таких изменений. По его мнению, они противоречат законодательству, так как несанкционированные завалы лесов отходами следует рассматривать как причинение вреда окружающей среде и устранять в рамках гослеснадзора «путем выявления, пресечения и понуждения виновных лиц к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах».

Минприроды отказалось поддержать предложение губернатора ХМАО Натальи Комаровой о допуске третьих лиц к ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда. Об этом сообщает профильный телеграм-канал «Зеленый змий», который опубликовал письмо губернатора к вице-премьеру Виктории Абрамченко, с которой Наталья Комарова встречалась в марте. Комментируя тогда переговоры, Комарова сообщила в своем Instagram следующее: «Обсудили ряд вопросов в области лесопользования, недропользования, обращения с ТКО, охраны окружающей среды». Сегодня же стали известны подробности одного из вопросов, который губернатор ХМАО просила помочь урегулировать.

В своем обращении Комарова сообщает, что с 1964 года в округе ведется добыча природных ресурсов и активное промышленное освоение земель лесного фонда. «В процессе деятельности образовалось большое количество металлолома, отходов производства и потребления», — пишет губернатор. По ее данным, с 2016 года в округе на землях лесного фонда РФ выявлено 223 несанкционированные свалки различных видов отходов производства и потребления, которые образованы неустановленными лицами. При этом, как она отмечает, в исполнительные органы ХМАО поступают заявки от граждан и юрлиц, которые просят выдать им разрешение на ликвидацию таких завалов мусора. Какие именно организации обращаются к властям с такими просьбами, она не уточнила. Но напомнила, что порядок ликвидации таких несанкционированных свалок на землях лесного фонда сейчас не урегулирован, в связи с чем ликвидация отходов третьими лицами затруднительна.

Наталья Комарова предлагает закрепить, что этим могут заниматься и граждане, и юридические лица, которые не являются собственниками земли, но получили на это согласие у органов исполнительной власти (или органов местного самоуправления), а также у лицензедержателя (в случае размещения мусора на лицензированных участках) или собственника линейного объекта (в случае размещения мусора в охранной зоне). Как будет происходить оплата работ третьих лиц, она в письме не уточняет.

Напомним, в Лесном кодексе, который когда-то правила губернатор ХМАО, будучи председателем комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госдумы РФ, говорится, что случаи, когда виновные лица не выявлены, следует рассматривать как факт неэффективного осуществления федерального государственного лесного надзора, который должны осуществлять органы исполнительной власти субъектов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector