Ресурсоснабжающая организация отказывает в заключении договора с собственником напрямую 2021 год, что делать?

  • ранее РСО перевело жителей ряда МКД на «прямые договоры» из-за долгов УК (правомерность перевода подтверждена судом в ином деле),
  • а затем истец просил суд обязать РСО обратно включить эти «отобранные» дома в договор между УК и РСО. Мотивировка была предложена следующая – дескать, собственники когда-то выбрали способ управления домом – управление УК, а УК отвечает за предоставление комуслуг. (При рассмотрении административного иска в ВС РФ истец сослался также на иные обстоятельства: – РСО, оказалось, якобы плохо работает, а бедные жители страдают от очередей в офис РСО, чтобы справиться о причинах завышения счетов. Однако в решении арбитражного суда данные обстоятельства не упомянуты);
  • при этом УК не постеснялась запросить астрент в сумме 100 тысяч, а затем и 200 тысяч рублей в день за неисполнение решения суда.
  • оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют жилищному законодательству, не нарушают права административного истца, по своему содержанию являются ясными и определенными;
  • ч. 8 ст. 157.2 ЖК РФ разрешает РСО и РО по обращению с ТКО отказаться от заключения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с ТКО с лицом, осуществляющим управление МКД, в случае заключения «прямых» договоров на предоставление коммунальных услуг;
  • доводы о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта ч. 4, ч. 7, ч. 7 5 ст. 155, ч. 2 3 ст. 161 ЖК РФ являются несостоятельными, поскольку эти нормы устанавливают ответственность УК за оказание услуг и выполнение работ, предусматривают внесение ей платы за жилое помещение и коммунальные услуги и не определяют права РСО;
  • спорная норма не может рассматриваться как противоречащая ст. 421 Гражданского кодекса о свободе договора, поскольку Правила № 124 устанавливают обязательные требования при заключении УК с РСО публичного договора ресурсоснабжения;
  • доводы о противоречии оспариваемой нормы положениям п.13 Правил предоставления комуслуг № 354 (о том, что предоставление комуслуг обеспечивается УК путем заключения договоров с РСО) не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований. Ведь оба эти НПА имеют равную юридическую силу, оба приняты Правительством РФ. А согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании НПА суд выясняет соответствие оспариваемого акта лишь тем НПА, которые имеют большую юридическую силу;
  • наконец, что касается ссылок УК на нарушения прав потребителей, то административный истец не является лицом, уполномоченным на основании закона осуществлять защиту интересов собственников и пользователей помещений в МКД.

По мнению административного истца, данная норма «блокирует» возможность обратного перехода с «прямых» договоров на «традиционные», когда исполнителем коммунальных услуг является УК. Потому что пока новый договор между УК и РСО (на объем ресурса для целей предоставления коммунальных услуг) не заключен, ведь действует старый, «прямой договор», а значит, РСО вправе отмахнуться от оферты УК и продолжать работать по «прямому» договору. И хотя РСО вправе перевести МКД на «прямые договоры» согласно ч. 8 ст. 157.2 Жилищного кодекса, но эта норма кодекса ведь не запрещает собственникам впоследствии принять решение о расторжении договора с РСО и заключении договора на оказание коммунальной услуги с УК.

Спорный абзац разрешает РСО не заключать с УК (ТСЖ, ЖСК) договор ресурсоснабжения, если РСО уже является участником «прямого» договора ХВС, ГВС, водоотведения, электро-, газо- или теплоснабжения, заключенных с собственниками жилых помещений в МКД, причем такой договор заключен либо по решению ОСС, либо по инициативе РСО из-за долгов УК.

Таким образом, попытка оспаривания нормы не увенчалась победой. Однако судебные акты не разрешают вопросы организации «обратных» переходов с прямого договора с РСО на «обычные» договоры между УК и жителями МКД, если УК при этом остается прежней, а жители разочаровались в РСО как исполнителе коммунальной услуги.

Ответ: В силу части 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

  • предоставленные сведения не соответствуют по формальным признакам;
  • сведений недостаточно, но при этом у другой стороны есть эти данные или есть возможность их получить самостоятельно.
  • увеличение показателя собираемости денежных средств – исключение УК из цепочки оплаты позволит уменьшить задержки по оплате;
    снижение коррупционной составляющей – многие УК создаются с целью хищения денежных средств граждан;
  • упрощение схемы расчетов между потребителем и ресурсоснабжающей организацией;
  • наведение порядка в сфере управления жилым имуществом.

«Прямой договор считается заключенным с даты принятия соответствующего решения общим собранием. Срок вступления договора в силу может быть перенесен ресурососнабжающей организацией не более чем на три месяца, о чем она должна уведомить собственников помещения в течение пяти рабочих дней с даты получения ресурососнабжающей организацией протокола и решения общего собрания (подп. 1 п. 7 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).»

23 марта 2021 года в третьем, окончательном чтении был принят законопроект, на основании которого возможно исключить из цепочки оплаты поставляемых услуг УК. Согласно новому закону собственники многоквартирного дома на собрании могут принять решение самостоятельно о заключении договора или об отказе от такового. Заключать можно соглашение с РСО поставляющими следующие коммунальные услуги:

«Да, сама ресурсоснабжающая организация может стать косвенным «виновником» заключения прямых договоров с потребителями. Это произойдет тогда, когда управляющая организация накопила двухмесячную или более задолженность перед поставщиками ресурсов. Процедура регламентирована Законом № 59-ФЗ. В этом случае поставщик ресурсов может через суд расторгнуть договор с управляющей компанией – после чего договоры на поставку ресурсов автоматически, с соответствующим уведомлением, будут заключаться напрямую с собственниками жилья. По нашим оценкам, из примерно 1,2 трлн руб. общероссийской задолженности по услугам ЖКХ около 250-300 млрд рублей – это долги именно управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями.»

В ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ прописана процедура принятия собственниками решения о переходе на прямые договоры с РСО. Согласно ст. 46 ЖК РФ, оспорить решение ОСС может только собственник помещения, если он голосовал против принятия решения или не принимал участие в собрании. Управляющие и ресурсоснабжающие организации не вправе отказать собственникам в переходе на прямые договоры, если соответствующее решение принято ОСС.

РСО может отказать собственникам помещений МКД в переходе на прямые договоры, если решение ОСС будет признано ничтожным. Решение собрания считается ничтожным, если ОСС было проведено с грубыми нарушениями законодательства. В этом случае не нужно подавать иск в суд, так как решение собрания не порождает никаких правовых последствий.

В этом случае бухгалтер и руководитель управляющей несут полную ответственность за этот неправомерный поступок. Если до поступления текущего платежа от потребителя на счет, ситуация будет исправлена, то наказание не последует. В противном случае назначается штраф в двойном размере от выставленной суммы.

Вас может заинтересовать ::  Капитал за первого ребёнка в 2021 башкортостан

Институт управляющих компаний не всегда в полной мере и качественно справляется со своими обязанностями. Причин много, и одна из них коррупционные действия, на основании которых РСО недополучают причитающиеся средства. В соответствии с принятым законом, потребитель теперь имеет право заключать прямые договора с РСО при управляющей компании. Это значит, что УК по-прежнему будет выполнять свои обязанности по контролю качества предоставляемых услуг РСО, но платежи будут идти напрямую в ресурсоснабжающие компании.

Обязанности, возлагаемые на УК, указаны в 161 статье «О требованиях к работе управляющих. »:

  • контролировать уровень предоставляемых услуг;
  • способствовать к передаче данных с измерительно-учетных приборов (счетчиков) от УО к РСК;
  • осуществлять прием жалоб от граждан и заниматься их разбирательство;
  • давать доступ сотрудникам РСО к хозяйственным помещениям МКД для устранения неполадок.

Но часть обязанностей все равно остается за УК, как то:

  1. Ответственность за качество деятельности, проводимой на общедомовой территории. Жалобы жильцов направляются в УК, служащие которых обязаны реагировать на них, проводить осмотр и составлять акты произошедших ЧС. Если не удастся найти доказательства вины РСО, то УК в полной мере отвечает за случившееся. Сумма нанесенного ущерба физического и морального возлагается на УО.
  2. Когда в контракте о социальном найме жилья прописано, что передача данных, снятых с учетных приборов в квартире направляется в УК, их сотрудники обязаны вовремя обрабатывать полученную информацию в РСК для возможности расчета и начисления оплаты за потребляемый ресурс.
  3. Содержание имущества, принадлежащего на общих правах совладельцам МКД, находится в компетенции управляющей организации. Заключение договоров по остальным направлениям – обязанность УО.

Непосредственно РСО имеет полномочия расторгнуть контракт с УК и провести самостоятельные переговоры с потребителями. Для этого на счетах РСК должна образоваться задолженность по платежам от УК в размере не менее двух средних взносов за месяц. В таком случае аннулирование договора возможно в одностороннем порядке.

Когда; РСО не может отказать в; заключении договора ресурсоснабжения

Ресурсоснабжающая организация может отказаться от заключения договора по двум причинам. Они перечислены в п. 13 Правил N 124:

  • нет технологического присоединения дома или общих сетей инженерно-технического обеспечения к соответствующим централизованным сетям инженерно-технического обеспечения,
  • отказ предусматривают нормативные правовые акты в сфере ресурсоснабжения.

Верховный суд РФ определил, что управляющая компания передала ресурсоснабжающей все необходимые документы для заключения договора. Поэтому отказ РСО в направлении в адрес УО договора по обозначенным ею основаниям неправомерен и его вполне можно расценить как уклонение от заключения публичного договора.

Заявку на заключение договора УО подавала в конце отопительного сезона, когда наличие таких актов за прошедший сезон не имело значения. Кроме того, РСО фактически поставляла тепловую энергию в МКД, а это уже подтверждает готовность домов к отопительному сезону. Точку в деле, как всегда, поставил Верховный суд РФ.

Управляющая организация управляет многоквартирным домом на основании договора управления (ч. ч. 1–3 ст. 162 ЖК РФ). В течение согласованного с собственниками МКД срока она за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги в дом. Перечень коммунальных услуг указывается в договоре управления.

Управляющая компания заметила, что сведения о тепловых нагрузках есть у РСО, потому что они содержатся в документации по узлам учёта тепловой энергии. А технические условия на установку узлов учёта и акты их ввода в эксплуатацию выдавала и подписывала сама РСО.

Переходить ли на прямой договор с ресурсоснабжающими организациями

Данную проблему необходимо рассматривать всесторонне. Основными причинами ненадлежащего или несвоевременного содержания и текущего ремонта общего имущества являются как недобросовестность обоих сторон договора управления, так и недостаточность средств на содержание и текущий ремонт общего имущества.

Отмечу, что необходимо быть объективным в данном вопросе и в целях надлежащего содержания и ремонта общего имущества своего дома собственники должны подходить не со стороны «Мы платим, а вы делайте», а ответственно отнестись к возникающей проблеме и сообща решить ее. Т.е. наладить взаимодействие с управляющей организацией или с правлением Товарищества собственников жилья. Достичь понимания друг друга.

Я бы не сказал, что переход на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями является панацеей от всех проблем, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома, но решает вопрос «латания долговых дыр» деньгами добросовестных плательщиков.

3 апреля 2018 года вступили в силу поправки в Жилищный кодекс, позволяющие собственникам помещений в МКД заключить прямой договор с каждой ресурсоснабжающей организацией о предоставлении коммунальных услуг (договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения) и договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами напрямую с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (письмо Минстроя России от 4 мая 2018 г. № 20073-АЧ/04).

Следует отметить, что при управлении управляющей организации и при отсутствии прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями страдают добросовестные потребители, потому как управляющая организация в силу серьезно ужесточившегося законодательства не может допустить просрочек оплаты за поставленные в многоквартирный дом коммунальные ресурсы и поэтому управляющая организация вынуждена оплачивать долги неплательщиков деньгами добросовестных плательщиков.

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

Некоторые представители РСО считают, что, расторгнув «прямые договоры» с потребителями, они могут обязать управляющую организацию заключить договор ресурсоснабжения. Правы или нет РСО, высказывая такое мнение, причем и в официальной переписке с управляющими организациями (УО)?

Изменения в Жилищный кодекс РФ (далее — ЖК РФ), позволяющие общему собранию собственников (ОСС) помещений МКД принимать решение о переходе на прямые договоры на поставку коммунальных ресурсов (КР) вступили в силу 03 апреля 2019 года (Федеральный закон № 59-ФЗ от 03.04.2018 года (далее — Закон 59).

Знаю немало случаев, когда ресрусоснабжающие организации (РСО) считают, что они имеют право отказаться от «прямых» договоров с собственниками на поставку коммунальных услуг по своему желанию в любое время. Ну, вот так они читают нормативно-правовые акты (НПА) — частенько не буквально, а по диагонали. Самое плохое в том, что иногда и суды их поддерживают.

Цель данной нормы состоит в защите слабой стороны договора. Следовательно, подразумеваемый в ней запрет не может распространяться на случаи, когда в договоре, лишь одна из сторон которого выступает в качестве предпринимателя, право на одностороннее изменение или односторонний отказ от договора предоставлено стороне, не являющейся предпринимателем.

Как и зачем переходить на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией

31 июля 2019 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 13.07.2019 №897-ПП, которое регулирует взаимоотношения управляющих и ресурсоснабжающих организаций. Касается оно жителей домов, где вода, свет, тепло и газ поставляются в квартиры собственников по прямому Договору с поставщиком ресурса, без участия управляющей организации.

Специалистами Госжилнадзора в целях оказания методической помощи собственникам разработан образец Протокола общего собрания по вопросу перехода к прямым договорам с ресурсоснабжающими организациями, который размещен в свободном доступе в интернете и может использоваться собственниками помещений при проведении общих собраний.

Вас может заинтересовать ::  Город кировск - северные надбавки

В целях определения момента заключения прямого Договора в повестке общего собрания и в Протоколе общего собрания необходимо указать дату, с которой собственники намерены заключить договор с ресурсоснабжающими организациями. Поскольку Договор считается заключенным со всеми собственниками одновременно с даты, определенной в решении общего собрания собственников.

Задача органов ГЖН – предупреждать, выявлять и пресекать нарушения установленных жилищным законодательством требований, в том числе к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах. При прямых договорах ресурсник является исполнителем коммунальных услуг. Его деятельность должна осуществляться в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг № 354.

Для перехода на прямые договоры с РСО требуется решение общего собрания собственников (ОСС). Решение принимается простым большинством голосов. То есть общее собрание считается правомочным принимать решения, в случае если в нем принимают участие собственники, обладающие более чем 50% от общего числа голосов.

5) Установленные по результатам сверки долги за коммунальные ресурсы в целях предоставления КУ потребителям за расчетные периоды до перехода на прямые договоры будут взысканы с УО, ТСЖ, ЖСК. Это правило относится также к переходу на прямые договоры в случае принятия решения ОСС о заключении таких договоров.

Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» устанавливается возможность заключения договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно между организациями, оказывающими соответствующие услуги, и потребителями услуг.

Таким образом, все обязанности УО, ТСЖ, кооператива по взаимодействию с потребителями в случае предоставления некачественных КУ или их отсутствия практически не изменились. За качество до стены МКД или ОДПУ отвечает РСО, а внутри дома – организация, управляющая МКД.

3. если между собственниками и РСО, РО по ТКО ранее были заключены договоры на оказание КУ, а затем при изменении способа управления домом или о выборе другой УО принято решение ОСС о сохранении порядка предоставления и расчетов за КУ (п.3 ч.1 ст.157.2 ЖК РФ). В этом случае подтверждать заключение прямых договоров с РСО, РО по обращению с ТКО собственникам не надо. Однако, если решение о сохранении порядка предоставления и расчетов за КУ не принималось при смене УО или способа управления МКД, то новая УО при попытке заключить догоры ресурсоснабжения с РСО может столкнуться с правомерным отказом (ч.8 ст.157.2 ЖК РФ).

В силу закона организация, управляющая МКД, обязана предоставлять собственникам/пользователям помещений коммунальные услуги. Для этого необходимо заключить договоры на поставку коммунальных ресурсов с РСО, в том числе на поставку коммунальных ресурсов, необходимых для содержания общего имущества (ОИ) в МКД.

Нет, это делать не обязательно. Если жильцы довольны работой УК или товарищества собственников жилья, они могут платить за услуги ЖКХ по старой схеме. Но важно, чтобы у УК не было долгов перед РСО, иначе ресурсники откажутся от ее услуг в одностороннем порядке.

Осенью 2017 года глава российского правительства Дмитрий Медведев в ходе встречи со своими заместителями заявил, что сложившаяся ситуация с долгами возмутительна, поскольку люди своевременно рассчитываются за услуги ЖКХ, а по вине недобросовестных УК дом лишают теплоснабжения.

Таким способом власти решили бороться с долгами управляющих компаний перед РСО. Как сообщают в Минстрое, на сегодняшний день сумма такого долга управляющих компаний составляет 250 миллиардов рублей. Причем УК собрали эти деньги с жильцов, но так и не перечислили РСО.

Нет, один человек не может заключить прямой договор с РСО. Такое решение должно быть принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Для перехода на прямые договоры необходимо согласие собственников как минимум половины имущества дома.

Согласно закону, граждане могут заключать договоры на прямую оплату горячего и холодного водоснабжения, отопления, водоотведения, а также на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (вывоз мусора). За газ и электричество россияне уже рассчитываются, минуя управляющие компании.

Разъяснения гражданам по вопросу заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляется протоколом (требования к оформлению протокола установлены Приказом Минстроя Российской Федерации от 25.12.2015 № 937/пр), обязательно протокол должен содержать дату принятия решения, с которой договор будет считаться заключенным и содержать корректную формулировку, а именно решение собственников о заключении прямого договора, не переход на прямые расчеты.

Ресурсоснабжающая организация может перенести данный срок (указанный в решении собрания), но не более, чем на 3 месяца. О переносе срока ресурсоснабжающая организация должна уведомить лицо (по инициативе которого было созвано общее собрание) не позднее 5 рабочих дней с момента получения копий решения и протокола общего собрания собственников.

С вступлением в силу в апреле 2018 Федерального закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» предусмотрена возможность (право, не обязанность) перехода на прямые договоры между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями в случае принятия решения на общем собрании собственников.

Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом,инициировавшим общее собрание.

Обращаем внимание граждан, что принятие собственниками решения о заключении «прямого» договора с ресурсоснабжающей организацией является основанием для изменения договора управления многоквартирным домом (в котором ранее, до принятия решения собственниками, предоставление коммунальных услуг относилось к обязанности управляющей организации).

Новости ЖКХ

Изменения в Жилищный кодекс РФ (далее — ЖК РФ), позволяющие общему собранию собственников (ОСС) помещений МКД принимать решение о переходе на прямые договоры на поставку коммунальных ресурсов (КР) вступили в силу 03 апреля 2019 года (Федеральный закон № 59-ФЗ от 03.04.2018 года (далее — Закон 59).

«…В соответствии с пунктом 4 статьи 421, статьей 422, пунктами 4, 5 статьи 426 ГК РФ свободное усмотрение сторон по согласованию условий договора ограничивается императивными предписаниями закона или иных нормативных актов. В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Условия публичного договора, не соответствующие указанным требованиям, ничтожны».

Вместе с тем из целей законодательного регулирования может следовать, что содержащийся в императивной норме запрет на соглашение сторон об ином должен толковаться ограничительно. В частности, суд может признать, что данный запрет не допускает установление сторонами только условий, ущемляющих охраняемые законом интересы той стороны, на защиту которой эта норма направлена.

. Более того, в силу прямого указания Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ, сохранение порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, о котором идет речь в части 18 статьи 12 Закона № 176-ФЗ, возможно лишь в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме соответствующего решения.

В соответствии с пунктом 18 статьи 12 Закона № 176-ФЗ, в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

Следует отметить, что при заключении «прямых» договоров управляющая организация не исчезает, а продолжает нести ответственность перед собственниками за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества, а также за обеспечение готовности инженерных систем.

Вас может заинтересовать ::  Льготы для ветеранов военной службы за капитальный ремонт в московской области в 2021 году

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, считается заключенным со всеми собственниками одновременно с даты принятия ими решения о заключении «прямых» договоров, либо с даты одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора, либо с даты заключения договоров, действовавших до принятия собственниками решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

Таким образом, после введения «прямых» договоров может быть снижена плата за коммунальные услуги за счет правильности расчета общедомовых показателей. Однако остается нерешенным вопрос об увеличении тарифов в связи с необходимостью для ресурсоснабжающих организаций выстраивать системы для принятия новых абонентов.

Закон предоставляет собственникам право заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающей организацией, минуя посредников, и, соответственно, производить оплату ей. Это возможно после приятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении ими «прямых» договоров. Также такие договоры могут заключаться в случае, если ресурсоснабжающая организация в одностороннем порядке отказалась от исполнения договора ресурсоснабжения, заключенного между ею и управляющей организацией, ТСЖ либо иным лицом, осуществляющим управление в многоквартирном доме (аналогичные положения применяются в отношении договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных управляющей организацией с региональным оператором по обращению с ТКО). Односторонний отказ ресурсоснабжающей организации от исполнения договора возможен при наличии у управляющей организации признанной или подтвержденной задолженности в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате. Третий случай перехода к «прямым» договорам: между собственниками и ресурсоснабжающей организацией заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, на основании решения общего собрания собственников о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за них при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

Одним из актуальных рисков в такой ситуации является представление «двойных» платежных документов по оплате коммунальных услуг, как это случалось при «прямых» расчетах. Для минимизации риска начисления управляющей организацией платы за коммунальные услуги при наличии «прямых» договоров законодатель предусмотрел штрафные санкции в двукратном размере суммы, подлежащей уплате. При этом собственник, оплативший коммунальные услуги на основании платежных документов управляющей организации, признается надлежаще исполнившим обязанность, а ресурсоснабжающая организация в данном случае будет взыскивать задолженность с управляющей организации. Несмотря на попытку минимизировать риск, полагаем, подобная практика в условиях низкой правовой грамотности потребителей будет реализована некоторыми недобросовестными управляющими организациями.

О порядке перехода собственников жилых помещений в МКД на прямые договора с РСО

Ответ: Отдел управления жилищным фондом и ОГЖН Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России в рамках своей компетенции сообщает следующее. Федеральным законом от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» были внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, в частности Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ) был дополнен статьей 157.2 ЖК РФ, в соответствии с которой при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме в установленных ЖК РФ случаях предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.Таким образом, собственники вправе принять решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.Действующим законодательством не предусмотрена возможность перехода нескольких собственников многоквартирного дома на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией.При заключении прямых договоров между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрана управляющая организация, и ресурсоснабжающей организацией, исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация.

Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в письме от 4 марта 2020 г. N 6760-ОГ/06, отвечая на поступившее обращение от 27.02.2020 N 134766 (вх. Минстроя России от 27.02.2020 N 7774-ОГ) по вопросам «Несколько собственников квартир в МКД сочли, что им «удобнее», если услугу ХВС им будет оказывать не управляющая компания, а ресурсоснабжающая организация. Эти собственники обратились в РСО с заявлением о заключении договора о предоставлении лично им коммунальной услуги холодного водоснабжения. РСО подписала эти договоры. Никакого ОСС о переходе собственников помещений в МКД на «прямые договоры» не проводилось, УК не имеет задолженности перед РСО; по мнению РСО, общее собрание нужно только в случае, если на «прямые договоры» хочет перейти весь МКД целиком, а в индивидуальном порядке это можно сделать в любой момент; у РСО нет никаких оснований отказать собственнику в заключении этого договора, если он обратился, поскольку нигде в законодательстве не закреплена принцип «один МКД-один исполнитель коммунальных услуг». Прошу пояснить::- перестала ли УК быть исполнителем коммунальной услуги по ХВС в отношении собственников, которые заключили «прямой договор» с РСО о предоставлении данной коммунальной услуги?- если так, то на каком основании УК может требовать от РСО передачи данных с ИПУ ХВС, установленных в этих квартирах?», разъяснило порядок перехода собственников жилых помещений в МКД на прямые договора с РСО.

В этой связи, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Собственники МКД не вправе переходить на прямые договоры с РСО при отсутствии централизованной системы ГВС

Верховный суд РФ в своем Определении установил, что при отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения (далее — ГВС) в МКД и при наличии собственного ИТП исполнителем коммунальной услуги является УО. Данное обстоятельство делает невозможным переход на прямые договоры собственниками МКД с РСО в части подачи холодной воды для производства горячей воды. В связи с этим суд определил, что в такой ситуации исполнителем коммунальной услуги по ГВС является УО.

Рекомендуем вам, в случае возникновения подобных вопросов между РСО и УО руководствоваться данным Определением. Это позволит сэкономить время на урегулировании спорных вопросов в процессе взаимодействия УО с РСО при принятии решения собственниками МКД о заключении прямых договоров.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector