С каким усилием испытывают страховочные пояса

С каким усилием испытывают страховочные пояса

Рис. 4
Схема испытания динамической нагрузкой монтажных поясов без лямок (типы А и Б)
1 — твердая опора; 2 — сбрасыватель; 3 — устройство для соединения; 4 — безлямочный монтажный пояс; 5 — пряжка пояса; 6 — боковое кольцо; 7 — мешок с песком (вместо манекена); 8 — штанга; 9 — строп; 10 — серьга штанги.

Нередко выполнение строительно-монтажных работ происходит на определённой высоте, с риском для здоровья и жизни работающего специалиста. Если при вероятном падении работника высота составляет более 1,8 м или менее 1,8 м над механизмами, водой, выступающими деталями и т.д., а также при подъёме-спуске по вертикальной лестнице более 5 метров и прочих ситуаций, описанных в Положениях по охране труда при высотных работах, то без соответствующих приспособлений индивидуальной безопасности не обойтись.

Для предотвращения падения работающего с высоты в процессе производства рабочих операций с перемещением по горизонтальной или с небольшим уклоном поверхности, а также при работе в условиях, когда может возникнуть необходимость для страховки и экстренной эвакуации работающего при возникновении опасности (Измененная редакция. Изм. N 1)

Надёжность средств индивидуальной защиты для работы на высоте проверяется при типовых испытаниях, приемо-сдаточных и необходимых по графику согласно ГОСТу и инструкции по охране труда. Проверка страховочных привязей и поясов проводится в соответствии с ГОСТ Р 12.4.224-99, ГОСТ Р 50849-96 и ТУ, соответствующим определённым конструкциям СИЗ.

Рис. 1. Предохранительные пояса
а — лямочные, б — безлямочные; 1 — ножные лямки, 2 — пояс, 3 — плечевые лямки,
4 — строп с карабином.
Безлямочный пояс имеет один элемент, охватывающий талию или грудную клетку человека, лямочный пояс имеет плечевые и ножные лямки.
6.Лямочные пояса применяются при работе в закрытых сосудах, емкостях, колодцах и т.д.
7. Техническая характеристика безлямочных предохранительных поясов с амортизаторами приведена в таблице, а общий их вид на рис. 2.
Таблица

Установленный производителем срок периодичности испытания страховки составляет один раз в год. Но всё зависит от условий работы. К примеру, если страховочный пояс используется в условиях с повышенной влажностью или со сварочным излучением, то периодичность испытания может быть чаще.

Страховочной пояс — это средство индивидуальной защиты, которое представляет собой ремень с пряжкой и кушаком. Периодичность испытания и правила использования регламентируется правилами и приказами Минтруда РФ. Страховка используется для высотных работников. Оно предостерегает его от получения травм от падения с высоты.

  1. Осмотр. Средство осматривается визуально. Если обнаруживаются какие-либо повреждения (царапины, дыры, ожоги), то средство не допускается к использованию.
  2. Проверка документов. Проверяются результаты прошлых проверок, срок годности, производителя и так далее.
  3. Проверка работы СИЗ. Защиту испытывают на практике.
  4. Условия хранения. Важно, чтобы средство хранилось в соответствии с рекомендациями производителя.
  5. Проверка маркировки.

Контроль и испытание монтажных поясов

При этом обязательно учитывается ряд требований, которые регулируют ход испытаний.
Методики измерений и средства, которые применяются для контроля качества монтажных поясов, должны обеспечивать точность измерений всех параметров, которые необходимо проконтролировать, с погрешностью не более 2%.
Время статического испытания должно быть не менее минуты, а скорость приложения усилия к элементу, который испытывается на прочность, не может быть более 100 мм в минуту.
Динамические испытания производятся с грузами массой 100 килограмм (±1 кг). В качестве груза в зависимости от типа пояса можно использовать мешки, наполненные сухим песком (типы А и Б); манекены, которые имитируют верхнюю часть человеческого туловища (типы В и Г); имитирующие человеческое туловище манекены (типы Д и Е). Манекены должны отвечать всем утвержденным в установленном порядке требованиям, разработанным в нормативно-технической документации

  • фал из стального каната/цепи — не менее 1100 кгс (11 кН);
  • фал из синтетических лент/канатов — не менее 2300 кгс (23 кН);
  • ремень, лента амортизатора — не менее 1800 кгс (18 кН);
  • набедренные и наплечные лямки — не менее 800 кгс (8 кН);
  • ременная пряжка, карабин, соединительные кольца, которые прикреплены к фалу из синтетических канатов/лент — не менее 1000 кгс (10 кН);
  • пряжки, карабины и кольца, которые используются для крепления и регулировки наплечных или набедренных лямок — не менее 500 кгс (5 кН);
  • элементы пояса типа Г, несущие нагрузку (кроме нагрудных наплечных лямок — на них прочность устанавливается в ТУ для поясов каждой конкретной конструкции) — не менее 300 кгс (3 кН).

Карабин испытывают (рис. 3), прикладывая к нему нагрузку, равную 500 кгс с точностью 1 кгс в течение как минимум 2 минут: величины X и L не должны увеличиться более чем на 1 мм, а рукоятка (позиция 3) после снятия проволоки должна вернуться в проектное положение.

Кроме того, монтажные пояса с амортизатором должны также снижать динамическую нагрузку, действующую на тело человека во время падения. Пояса, которые относятся к типам Аа и Ба, снижают нагрузку до 4000Н, что соответствует 400 кгс, а пояса, относящиеся к типам Ва, Да, Еа — до 6000Н (600 кгс).

Рис. 4
Схема испытания динамической нагрузкой монтажных поясов без лямок (типы А и Б)
1 — твердая опора; 2 — сбрасыватель; 3 — устройство для соединения; 4 — безлямочный монтажный пояс; 5 — пряжка пояса; 6 — боковое кольцо; 7 — мешок с песком (вместо манекена); 8 — штанга; 9 — строп; 10 — серьга штанги.

Какие привязи могут использоваться в удерживающих системах

В страховочных системах обычно применяются амортизаторы, которые поглощают часть энергии при падении и уменьшают силу торможения до безопасных 6 кН. При срабатывании амортизаторы удлиняются. Необходимо учитывать удлинение амортизатора при расчете запаса свободного пространства под работником. При недостаточном запасе высоты, работник может удариться о пол или другие препятствия до полной остановки.

Страховочная привязь – элемент страховочной системы, защищающий рабочего от падения с высоты путем удержания его тела обхватывающими лямками, то есть непредвиденный срыв с использованием страховочной привязи становится для работника относительно безопасным.

Двойной строп применяется при проведении работ, подразумевающих необходимость перемещения работника на высоте. При перемещении с одного места проведения работ на другое работник не должен оказаться в ситуации когда его строп не закреплен, что диктует необходимость иметь второе крепление.

Удерживающая привязь (или страховочный пояс) предназначена для ограничения передвижения рабочего с целью предотвращения его попадания в опасную зону, может использоваться в качестве позиционирования и запрещена к применению в виде страховки от падения с высоты.

Страховочное устройство (например, Petzl ASAP) свободно перемещается по анкерной линии вслед за движением работника, но, в случае падения работника, автоматически фиксируется и останавливает падение. Страховочные системы с использованием СИЗ ползункового типа и вертикальных анкерных линий применяются при кровельных работах, при подъемах по лестнице на опору, при работе на наклонных поверхностях.

К сожалению, ГОСТ Р ЕН 365-2010 оговаривает лишь возможность обучения производителем либо его уполномоченным представителем компетентных лиц, а так как производители на данный момент официально не проводят обучение, отсутствует порядок аккредитации учебных учреждений, общие требования, типовые программы, многие учебные центры безосновательно вносят аттестацию по обслуживанию и проверке СИЗ в удостоверения о допуске к работам на высоте, пользуясь пробелами законодательства . Учитывая специфику задач, многообразие факторов и получаемых знаний, по нашему мнению, обучение подобных специалистов следует выделять в отдельный, отличный от иных, курс по безопасности работ на высоте. По сути, эти специалисты не выполняют работы на высоте, в привычном понимании, а нацелены на обеспечение безопасной эксплуатации СИЗ.

Строительные защитные пояса должны выдерживать и динамическую нагрузку, возникающую во время падения груза массой 100 кг (плюс-минус 1 кг) с высоты, которая равна двум максимальным длинам стропа. Испытания монтажного пояса на соответствие этим требованиям проводят согласно схемам, показанным на рисунках 4 и 5. Высота свободного падения груза-манекена должна соответствовать двум длинам стропа.

Строительные защитные пояса должны выдерживать и динамическую нагрузку, возникающую во время падения груза массой 100 кг (плюс-минус 1 кг) с высоты, которая равна двум максимальным длинам стропа. Испытания монтажного пояса на соответствие этим требованиям проводят согласно схемам, показанным на рисунках 4 и 5. Высота свободного падения груза-манекена должна соответствовать двум длинам стропа.

Рис. 3
Испытание статической нагрузкой карабина (схема)
1 — крюк карабина; 2 — опора неподвижная; 3 — внутренняя рукоятка карабина; 4 — проволока (диаметр 1-1,5 мм), с помощью которой рукоятка закрепляется в указанном положении; 5 — направление растягивающего усилия 500±1 кгс; величина X — расстояние от наружной поверхности носка крюка карабина до наружной поверхности тыльной стороны этого же крюка; величина L — измеренная по оси приложения нагрузки длина карабина.

Внимание: В старых Правилах ПОТ Р М-012-2000 нижнее ограничение по высоте было 1,3 м, сейчас — 1,8 м над уровнем лесов или подмостков, а также 5 м высотой, причем угол должен быть не меньше 75°. В «Правилах…» изложено наилучшее определение работ на высоте, отражающее многие реальные аспекты. а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более; б) работник осуществляет подъем, превышающий по высоте 5 м, или спуск, превышающий по высоте 5 м, по вертикальной лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности более 75°; в) работы производятся на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также если высота ограждения этих площадок менее 1,1 м; г) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 м, если работа проводится над машинами или механизмами, водной поверхностью или выступающими предметами.

Испытание предохранительных поясов и страховочных канатов

7.3.1. Для выполнения работ на деревянных и деревянных с
железобетонными приставками опорах воздушных линий электропередачи и
линиях связи необходимо применять монтерские когти, а для подъёма на
железобетонные опоры трапецеидального сечения и выполнения работ на
них – монтерские лазы.
7.3.2. К выполнению самостоятельных верхолазных работ должны
допускаться профессионально подготовленные работники не моложе 18
лет, прошедшие медицинский осмотр в соответствии с требованиями ДНАОП
0.03-4.02-94 «Положение о медицинском осмотре работников определенных
категорий». Работники, впервые допущенные к выполнению верхолазных
работ, должны работать в течение 1 года под непосредственным
наблюдением опытных работников, назначаемых приказом по предприятию.
Работники, допущенные к самостоятельному выполнению верхолазных
работ, должны иметь соответствующую запись в удостоверении на право
выполнения таких работ.
7.3.3. Контролировать исправное состояние когтей и лазов должен
работник, назначенный распоряжением по подразделению (цеху, участку)
предприятия.
7.3.4. Каждый работник, выполняющий работы с применением когтей и
лазов, должен быть обеспечен предохранительным поясом.
7.3.5. Материал и конструкция ремней для закрепления должны
обеспечивать надежность и удобство использования когтей и лазов при
выполнении работ в различных климатических условиях и во все времена
года.
На стременном ремне каждого когтя или лаза должна быть бирка с
указанием его номера и даты проведения следующего испытания.
7.3.6. Металлические детали когтей и лазов не должны иметь
вмятин, трещин, надломов, заусенцев, острых кромок. Места сварки
деталей должны быть ровными, гладкими, без раковин и других дефектов.
Съемные шипы не должны быть сбитыми или скошенными.
7.3.7. Перед каждым подъемом на опору необходимо тщательно
осмотреть когти и лазы и убедиться в том, не просрочена ли дата
испытания их, а узлы и детали исправны. Особое внимание следует
обратить на прочность сварных швов, целостность твердосплавных
вставок шипов, целостность прошивки ремней и надежность пряжек,
наличие контргаек и шплинтов, надежность закрепления конца сдвоенной
пружинной ленты на барабане червячного механизма, а также на
надежность фиксации наконечника тросовой петли универсальных лазов в
гнезде корпуса механизма, исправность которого проверяется вращением
рукоятки червячного механизма.
7.3.8. Когти и лазы не должны иметь затупленных или поломанных
шипов.
7.3.9. Монтерские когти и лазы должны проходить не реже 1 раза в
6 мес. периодическое испытание статической нагрузкой 1350Н(135 кгс).
При проведении испытания статическая нагрузка должна
прикладываться в течение 5 мин непосредственно к крепежным ремням
каждого когтя или лаза так, чтобы ось нагрузки Р проходила через
центр подножки в соответствии с рисунком 6..
7.3.10. Монтерские когти, подлежащие испытанию, сначала
необходимо тщательно осмотреть.
При осмотре когтей необходимо проверить состояние закрепления
всех деталей (серповидной части к подножке, закрепление шипов),
целостность прошивки ремней и надежность пришивки пряжек. Стопорная
гайка должна быть надежно затянута и зашплинтована стопорным кольцом.
Шипы должны быть завернуты до упора и правильно заточены.
После осмотра и устранения выявленных дефектов необходимо
провести испытание когтей нагрузкой.
Прочность когтя проверяется статической нагрузкой в рабочем
положении на деревянном столбе, диаметр которого соответствует номеру
когтя.
Коготь должен выдерживать статическую нагрузку без остаточной
деформации и разрыва сварных швов, а также не иметь надрывов ремня
или повреждения пряжки.
Не допускается наличие остаточной деформации когтей после снятия
статической нагрузки.
Отсутствие остаточной деформации должно проверяться замером
раствора и подъема когтя до и после проведения испытания.
7.3.11. При осмотре лазов необходимо проверить состояние узлов
деталей, болтовых соединений, сменных пластин, наличие контргаек и
шплинтов, а также состояние закрепления ремней. Особое внимание
необходимо обратить на состояние заточки съемных твердосплавных
пластин, закрепление их к основанию, а для универсальных лазов – на
состояние узлов тросовой петли и механизма регулирования ее раствора.
При осмотре тросовой петли необходимо определить степень износа
проволок троса и ветвей сдвоенной пружинной ленты, а также надежность
соединения ее с тросом. Сварные швы необходимо проверить на
отсутствие трещин или каких-либо механических повреждений. Изношенные
или поврежденные шипы необходимо снять и заменить новыми.
После проведения осмотра и устранения обнаруженных дефектов лазы
должны пройти испытание.
При проведении испытания лазы необходимо установить в рабочее
положение на специальном испытательном стенде, имитирующем
конфигурацию нижней части опоры воздушной линии электропередачи, для
которой они предназначены.
После проведения испытания статической нагрузкой каждый лаз
необходимо осмотреть и при обнаружении остаточных деформаций деталей,
трещин, надрывов крепежных ремней или заедания механизма
регулирования раствора тросовой петли отбраковать и изъять из
дальнейшей эксплуатации.
7.3.12. Результаты испытаний когтей и лазов необходимо записывать
в «Журнал учета и осмотра такелажных средств, механизмов и
приспособлений» по форме, приведенной в приложении 5 к настоящим
Правилам.
7.3.13. Ремни для затягивания пятки нагрузкой не испытываются;
пригодность их к дальнейшей эксплуатации устанавливается осмотром.

Вас может заинтересовать ::  Правила продажи алкогольной продукции в общепите с 1 января 2021г

Инструкция
по охране труда
по безопасной эксплуатации
предохранительных поясов
и порядке проведения их испытаний
№ 25
ГЛАВА 1. Общие требования по охране труда
1. Предохранительный пояс – средство индивидуальной защиты человека при
падении с высоты. Статически разрывная нагрузка для пояса должна быть не менее
7000 Н (700 кгс).
2. Пояс должен выдерживать динамическую нагрузку, возникающую при
падении груза массой 100 кг с высоты, равной двум длинам стропа.
3. Карабин – элемент пояса, предназначенный для закрепления к конструкци­
ям, – должен обеспечивать быстрое и надежное закрепление и открепление одной рукой
при надетой утепленной рукавице. Карабин должен иметь предохранительное устройство,
исключающее его случайное раскрытие. Замок и предохранитель карабина должны
закрываться автоматически.
4. Эксплуатация конкретного типа пояса должна осуществляться в соответствии с
инструкцией, прилагаемой к каждому поясу предприятием-изготовителем.
5. Предохранительные пояса подразделяются на два вида: безлямочные
и лямочные (рис. 1)

10. Перед выдачей работающему в эксплуатацию нового пояса или пояса,
находившегося в эксплуатации, необходимо:
проверить наличие на маркировочной пластине и амортизаторе заводских
номеров, штампов ОТК, типа пояса, даты изготовления и их соответствие с данными
паспорта;
провести испытание статической нагрузкой;
выбрать размер пояса в соответствии с антропометрическими данными
работающего, при этом выбор пояса производится по летней спецодежде (пояс должен
плотно застегиваться на один из первых трех люверсов, ведя отсчет со стороны пряжки
при расстегнутом поясе);
проинструктировать работающего по правилам безопасной эксплуатации пояса.
11. Пояса типа А и Б с регулируемыми по длине непропитанными стропами
применяют для вьполнения работ, не связанных с применением нефтепродуктов (бензина,
масла, растворителей и т.п.), и в условиях ограниченного (только при электроприхватках)
применения при выполнении огневых работ на высоте.
Пояс типа В применяют в условиях использования нефтепродуктов и частично при выполнении огневых работ, соблюдая при этом дополнительные требования безопасности: карабин пояса должен быть закреплен таким образом, чтобы расстояние от стропа до места производства огневых работ было не менее 0,2 м.
Пояс типа Г со стропом из стальной цепи применяют при выполнении всех видов работ на высоте, включая электросварочные и газопламенные работы.
12. При работе с поясом на высоте менее 3 м от земли или перекрытия закрепление карабином должно осуществляться таким образом, чтобы высота падения не превышала 0,5 м. Это может быть достигнуто:
закреплением карабина пояса выше уровня опирания ступней ног на величину не менее 1,4 м при страховке поясом в соответствии с рис. 3 (а, б, в)
Рис. 3. Способы закрепления поясом:
а – карабином за страховочный канат; б – то же, за страховочное устройство в конструкциях; в – строп пояса к смонтированной конструкции с закреплением карабина за строп;
г – то же, с закреплением карабина за свободное кольцо; д – то же, за боковое кольцо или за петлю стропа в месте его крепления к поясу
закреплением карабина пояса в соответствии с рис. 3 (г, д), при этом конст­руктивный элемент, к которому закрепляют карабин с фалом, располагают не ниже уровня плоскости опирания ног.
13. Еже сменно перед началом работ работник должен визуально проверить:
целостность узлов крепления металлических деталей (пряжки, карабина,
боковых колец, стальной цепи);
отсутствие признаков гниения на элементах пояса;
отсутствие пережога и разрыва прядей фала амортизирующего устройства
и ремня, трещин в металлических деталях.
При обнаружении одного из указанных дефектов пояс необходимо изъять из эксплуатации. Примечание:
Под «целостностью» подразумевается обрыв прошивных ниток не более чем
10 % в узлах крепления пряжки и амортизатора.
Под «пережогом» подразумевается полный пережог одной из прядей или
более 30 % всего сечения фала.

14. При проверке карабина производят не менее пяти раз операцию
«закрывание-открывание» зева карабина путем одновременного нажатия кистью руки
на оба рычага, при этом зев карабина должен легко открываться и плотно закрываться
автоматически. Если при нажатии только на внутренний рычаг (со стороны зева) карабина
происходит раскрытие зева, то пояс должен быть изъят из эксплуатации.
15. Для проверки технического состояния поясов один раз в месяц прораб
(мастер) совместно с бригадиром должны проверить состояние всех эксплуатируемых
на участке (объекте и т.д.) поясов по приведенным в п, п. 2.4., 2.5. параметрам. Результаты
проверки заносятся в журнал трехступенчатого контроля с записью: «Пояс заводской
№. проверен и признан годным к дальнейшей эксплуатации».
16. Запрещается оставлять пояса на рабочем месте после окончания смены.
17. Пояса хранят в подвешенном состоянии или на полках в проветриваемых
и защищенных от прямого попадания солнечных лучей помещениях.
18.Запрещается хранение поясов рядом с тепловыделяющими приборами,
а также кислотами, щелочами, растворителями, бензином и маслами.
3. Порядок испытания предохранительных поясов
19. Перед выдачей пояса в эксплуатацию, а также в процессе эксплуатации через
каждые 6 месяцев их подвергают испытанию на статическую нагрузку, равную 4 кН
(400 кгс), о чем делается запись на маркировочной пластине, и составляется акт, который
хранится до следующих периодических испытаний.
20.Для испытания статической нагрузкой пояс надевают на ролик диаметром
380-400 мм и ремень пояса застегивают на последнем нерабочем отверстии, предназна­ченном специально для статических испытаний, а конец ремня пропускают в шлевку
(рис. 4)
Рис. 4. Схема закрепления ремня при статических испытаниях
1 – пояс; 2 – ролик; 3 – ремень; 4 – последнее нерабочее специальное отверстие для статических испытаний; 5 – шлёвка
21. Для пояса типа А (рис. 5, а) пояс, закрепленный на ролик, через специальный
захват подвешивают к крюку грузоподъемного механизма. Сначала к одному из боковых
колец закрепляют карабин стропа, к другому концу стропа за петлю крепления
амортизатора прикрепляют груз массой 400 кг так, чтобы исключить нагружение
амортизатора. При помощи грузоподъемного механизма производят подъем системы
на 150 мм от уровня пола (площадки) и удерживают груз 5 мин. Далее аналогичные
испытания проводят для второго бокового кольца.
22. Статические испытания поясов типов Б, В и Г проводят в два этапа. На пер­
вом этапе пояс, закрепленный на ролик (рис. 5, б), подвешивают через специальный за­
хват к крюку грузоподъемного механизма. Груз массой 400 кг при помощи специальной
штанги или стропа подвешивают к боковому кольцу. Грузоподъемным механизмом
производят подъем системы на 150 мм от уровня пола и удерживают груз 5 мин. При этом
строп с амортизатором испытанию не подвергаются.
Рис. 5. Схема нагружения пояса при статических испытаниях
а- пояс типа А;
б – типа Б, В и Г; 1 – пояс, 2 – ролик, 3 – специальный захват,
4 – крюк грузоподъемного механизма, 5 – боковое кольцо, 6 – карабин, 7 – строп пояса, 8 – амортизатор, 9 – груз, 10 – специальная штанга или строп, изготовляемые потребителем

4.5.10. Пояса и канаты следует хранить в сухих помещениях при отсутствии агрессивных сред, на расстоянии от тепловыделяющих приборов, в подвешенном состоянии или разложенными на полках в один ряд. После работы, а также перед хранением их необходимо очистить от загрязнений, просушить, металлические детали протереть, а кожаные – смазать жиром.

Нужно ли испытывать страховочные привязи по новым правилам

Систему или её компоненты считают выдержавшими испытания, если они сохранили несущую способность и не произошло каких-либо разрушений. На изделие (бирку или жетон) наносится маркировка даты проведения испытания методом, обеспечивающим её сохранность и читаемость до следующих испытаний.

Практически в абсолютном большинстве данный тип анкерных устройств используется для работы в ОЗП (ограниченные замкнутые пространства). Данный тип устройств также применяется в качестве средства для проведения спасательно-эвакуационных мероприятий.
Анкерные устройства такого типа позволяют поднять точку закрепления подсистемы на уровень выше нулевой отметки (уровня ног) и эта возможность делает работу безопасной и комфортной. Устройства этого типа обычно комплектуются интегрированной лебёдкой, которая обеспечивает позиционирование работника и управляется оператором.

Этот тип анкерных устройств позволяет организовать безопасность на больших участках с рисками падения с высоты, всегда является проектным решением и требует участия производителя систем или их аккредитованного представителя, имеющего возможность оценить риски, провести проектно-изыскательские работы и разработать схему установки исходя из имеющихся данных. Монтаж систем данного типа также требует непосредственное участие сертифицированных специалистов. Только в этом случае система может быть введена официально в эксплуатацию.
Стационарные анкерные линии состоят из обязательного набора элементов, в которые не могут вноситься любые изменения (например, нельзя просверлить дополнительные отверстия или приварить элемент крепления к конструкции) или быть заменёнными на аналоги, поскольку испытания и последующая сертификация производится на готовую систему, состоящую из конкретных компонентов.

Ниже приводится выдержка из ГОСТА. Покупая стенд для испытания страховочных привязей вы получаете оборудование полностью соответствующее всем техническим условиям и нормативным документам. Испытание привязей производится самостоятельно, без привлечения сторонних организаций. Испытание проводится на специальном стенде, ВАШИМ, аттестованным сотрудником. Для данного вида испытаний используется манекен, специально изготовленный для этой цели.

Вас может заинтересовать ::  Льготы на жкх ветеранам труда на вторую квартиру

Испытание монтажных поясов на базе нашей лаборатории включает в себя комплекс действий, предусмотренных нормативными документами. Спасательные, страховочные, монтажные и пожарные пояса в обязательном порядке подвергаются полномасштабной визуальной и механической проверке на прочность. Прежде чем на руки заказчику выдаётся акт о соответствии СИЗ нормам безопасности и ГОСТам, пояса и привязи проходят следующие этапы проверки:

Кто должен проводить испытания страховочных поясов в 2021

ПП I Г, ПП I аГ ПАСПОРТ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Пояс предназначен для обеспечения безопасности работ на воздушных линиях электропередач, электрических станциях, нефтяных вышках и других сооружениях как средство индивидуальной защиты человека при падении с высоты и сохраняет свои эксплуатационные свойства при температурах от минус 40 до плюс 40°С.

  1. Перед использованием привязь надевается: пояс располагается на талии, ножные обхваты и плечевые лямки – на соответствующих участках тела.
  2. Выполняется регулировка положения спинной точки и затягивание ремня плечевых лямок.
  3. Плечевые лямки с помощью пряжек и карабинов подсоединяются к поясу.
  4. Испытание страховочной привязи производится в указанных производителем условиях: важно соблюдать рекомендуемые температурные режимы и исключить возможность повреждения отдельных узлов и элементов химически агрессивными веществами и колюще-режущими предметами.

Внимание: В старых Правилах ПОТ Р М-012-2000 нижнее ограничение по высоте было 1,3 м, сейчас — 1,8 м над уровнем лесов или подмостков, а также 5 м высотой, причем угол должен быть не меньше 75°. В «Правилах…» изложено наилучшее определение работ на высоте, отражающее многие реальные аспекты.

Основные положения» 1 ПОДГОТОВЛЕН рабочей группой подкомитета ПК 7 Технического комитета по стандартизации средств индивидуальной защиты ТК 320 «СИЗ» на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4 4 Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту ЕН 361:2002 «Индивидуальные средства защиты от падения с высоты.

2. На одетой привязи (системе) отрегулируйте длину лент таким образом, чтобы ремни и лямки плотно прилегали к телу, сначала пояс, потом набедренные и наплечные лямки. Проверьте правильно ли застегнуты пряжки (см.рис.3 с начала прямой, затем обратный ход, остаток свободного конца не должен превышать 5 см).

Испытание страховочных поясов

Официально, к средствам индивидуальной защиты относится канат страховочный и монтажный пояс. Именно этими приспособлениями при работах на высоте должен пользоваться каждый рабочий – монтажник. Каждые полгода такое оборудование должно проходить проверку аккредитованными лабораториями, на выяснение дальнейшей пригодности оборудования к работе. Комплекс мер, проводимых лабораторией, предусматривает визуальный осмотр и приложение статической нагрузки весом 1500кг на каждый образец поясов монтажных и страховочных канатов. Образец будет считаться исправным, в случае:

  • когда за время приложения нагрузки (в течение 10 минут), испытываемый образец не получит разрушений, а его линейные удлинения не составят более чем 15%;
  • после снятия нагрузки, в течение 10 минут, образец вернется в первоначальное состояние с максимальным остаточным удлинением 5%.
  • страховочные системы и страховочные привязи в момент падения человека должны передавать на его тело распределенное усилие не более 600кг (6кН);
  • закрепленные страховочные привязи не должны передавать на тело человека усилие более 400кг (4кН);
  • страховочная система и страховочная привязь должны выдерживать максимально допустимую нагрузку не менее 1500кг (15кН);
  • страховочная веревка должна выдерживать максимально допустимую нагрузку не менее 2200кг (22кН).
  • Страховочные системы обязаны предупредить возможность выпадения человека, а так же не должны допустить возможности получения травмы спины, в момент производства работы в неудобной позе.Страховочная система не должна иметь возможность самопроизвольного отсоединения любых своих частей.

Работники должны надеть спецодежду и привести ее в порядок, так чтобы она не стесняла движение и не имела развивающихся и свисающих концов. Работа с автомобильной вышки должна выполнятся не менее чем двумя работниками (не считая машиниста), один из которых должен быть сигнальщиком. Если в люльке работают два человека, то должен быть выделен третий – сигнальщик. В обязанности сигнальщика входит:

К работам автомобильной вышки допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие специальное обучение, имеющие профессиональные навыки и имеющие удостоверение на право производства работ, прошедшие медицинское освидетельствование, которым разрешены работы на высоте. Работники, выполняющие работы на конструкциях или линиях связи в люльках автовышек должны иметь группу по электробезопасности не ниже ІІІ. Допущенные к работе с автовышки обязаны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и режима работы предприятия. Работник перед началом работы должен проверить наличие и иправность необходимых инструментов, предохранительных приспособлений и защитных средств.

Предохранительные пояса предназначаются для предохранения от падения с высоты при работах на опорах или проводах линий электропередачи и на конструкциях или оборудовании распределительных устройств. Для поясов применяется прочный, нерастягивающийся материал. Ширина поясов должна быть не менее 100 мм, длина – от 900 до 1000 мм. На поясе укрепляются три кольца: одно – для закрепления стропы пояса, другое – для застегивания карабина стропы и третье – для крепления страхующего каната. Стропа пояса, предназначенная для захватывания за опоры или конструкции, изготовляется из ремня, цепи или капронового фала в соответствии с требованиями ГОСТов и прикрепляется наглухо к правому кольцу, а к другому концу стропы наглухо прикрепляется карабин. Карабин кроме замка с пружиной должен иметь дополнительную защелку для предотвращения самопроизвольного раскрытия. При работах, производимых вблизи токоведущих частей, находящихся под напряжением, на линиях электропередачи или в распределительных устройствах следует применять пояс со стропой из ремня, капронового фала или хлопчатобумажной веревки. Для работ, производимых на отключенных линиях электропередачи или распределительных устройствах, а также вдали от напряжения, допускается применение поясов с цепью. Если в процессе эксплуатации предохранительный пояс подвергся динамической нагрузке (при рывке в случае падения работающего), пояс должен быть изъят из эксплуатации и до проведения испытания статической нагрузкой в целях проверки его целости не должен использоваться. Пояс, детали которого получили какие-либо повреждения от динамической нагрузки, должен быть уничтожен.

Предохранительные пояса при эксплуатационных испытаниях проводят на механическую прочность статической нагрузкой 1 раз в 6 месяцев.Пояса, предъявляемые к испытанию, вначале осматривают, в результате чего должно быть установлено, что полотно пояса не имеет местных повреждений (ожогов, надрезов и т. п.), заклепочные соединения не имеют люфта, прошивка пояса, ремней и накладок находится в полной сохранности, кожа ремней не трескается при сгибании, капроновый строп не имеет обрывов нитей, места сварки стыков звеньев цепи и колец ровные и не имеют заусенцев; пружинный замок карабина исправный, поверхность карабина гладкая, без заусенцев, выбоин, царапин и других подобных дефектов.После внешнего осмотра и устранения мелких дефектов, не могущих сказаться на прочности пояса, его испытывают статической нагрузкой. Для этого пояс закрепляют на жесткой опоре диаметром 300 мм и к карабину прикладывают тяговое усилие 400 кгс на 5 мин. Так же испытывают свободное полукольцо для застёгивания карабина и кольцо для закрепления страховочного каната. По окончании испытаний на поясе и его деталях не должно быть признаков повреждений, замок карабина должен правильно и плотно входить в его вырезы.

На крыши зданий высотой не более 10 м при отсутствии слухового окна следует подниматься по исправным пожарным или приставным лестницам. Предохранительный трос должен проходить от укрепленной в месте восхождения на крышу металлической скобы до стойки. На зданиях высотой более 10 м, не оборудованных слуховыми окнами и входными люками, установка стоек не проводится. Устанавливать стойки на крышах с уклоном следует вдвоем с применением страховочных канатов, натянутых между поясами монтеров и балкой чердака или укрепленных болтом для оттяжки стойки. Работать на крыше, покрытой льдом или тонким слоем снега, допускается только при устранении аварии бригадой, состоящей не менее чем из двух человек. Провода и кабели связи подвешиваются между стойками разных зданий при помощи опускаемых с них на землю веревок. Перебрасывание провода, кабеля или веревки с одной крыши на другую может привести к несчастному случаю. Подвешивать и демонтировать провода и кабели связи, образующие пересечение с проводами электропередачи и контактными сетями наземного транспорта, следует при помощи веревочной. Подвешивать линии связи над проводами линий электропередачи опасно для жизни. Блоки при натяжке и регулировке натяжения проводов следует крепить только за трубу стойки, а не за ограждение крыши, дымовые или вентиляционные трубы. Материалы и инструменты доставлять на крышу следует по внутренней лестнице через выходной люк или слуховое окно. Если это невозможно, то грузы следует поднимать с помощью блока, укрепленного на проверенной на прочность пожарной лестнице со стороны двора. Место подъема должно быть ограждено. Поднятый до края крыши груз закрепляется с помощью веревки за надежную конструкцию (стойку, балку и т.д.) и затем той же веревкой подтягивается на крышу и надежно закрепляется на ней за устойчивые конструкции. Мелкие материалы и инструменты должны находиться в сумке электромонтера. При работах на крыше зданий, во избежание несчастных случаев, не следует:

Привязь для позиционирование рабочего в фиксированном состоянии обычно представляет собой поясной страховочный ремень, снабженный прочными элементами крепления к страховочному стропу и пряжку для подгонки размера. Ремень имеет широкую подкладку для более комфортного использования. Такие привязи нельзя использовать при имеющемся риске срыва рабочего с высоты, так как одного поясного элемента недостаточно для безопасной остановки падения.

Хранение страховочной экипировки осуществляется в сухих, защищённых от попадания прямых солнечных лучей помещениях с неагрессивным по составу и без явных пылевых загрязнений воздухом. При хранении следует исключить нахождение привязей вблизи отопительных приборов, горючих и химически агрессивных веществ (бензина, керосина, кислот и т.д.), способных привести к изменению свойств и характеристик материалов снаряжения. Допускается только естественная сушка очищенных от загрязнений изделий. После завершения гарантийного срока изделие выводится из эксплуатации и уничтожается, чтобы сторонние лица не могли ею случайно воспользоваться.

Страховочная привязь может быть использована не только для профессиональных высотных работ любого рода (монтажа, пожаротушения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д.), но и для туристических походов, скалолазания и альпинизма. Основной функцией страховочной экипировки является как предотвращение несанкционированного спуска, так и остановка падения человека с высоты.

Для уменьшения риска травмирования работника, оставшегося в страховочной системе после остановки падения в состоянии зависания, план эвакуации должен предусматривать мероприятия и средства (например, системы самоспасения), позволяющие в максимально короткий срок (не более 10 минут) освободить работника от зависания.

Какого бы уровня профессионализма ни был человек, использующий страховочную систему, перед непосредственным применением страховочной привязи следует изучить инструкцию от производителя, произвести тщательный осмотр снаряжения, проверить характеристики, провести практические испытания.

Срок эксплуатации страховочной привязи; периодичность проверки (осмотра)

Чтобы подтвердить сохранность снаряжения, устанавливаются сроки проверки страховочной привязи. Определенных дат здесь нет. Просто перед каждым случаем использования ответственное лицо проводит визуальный осмотр и, при необходимости, динамическую проверку конструкции. Такой человек может быть представителем комиссии по охране труда или работодатель официально назначает его ответственным за соблюдение техники безопасности на предприятии.

Каждая деталь конструкции проходит жесткую проверку и соответствует нормам ГОСТ. Если срок использования страховочной привязи подошел к концу, снаряжение использоваться не должно. Однако помимо заявленного периода на надежность и сохранность привязи виляет ряд других факторов. Это использование ее в тех или иных условиях (например, при возможном взаимодействии с агрессивными веществами). Люда же относятся условия хранения, климатический фактор, степень амортизации снаряжения.

Вас может заинтересовать ::  Что положено вдове чернобыльца в 2021 году

Максимальный срок периодических проверок устанавливает производитель, но периодические проверки должны проводится не реже, чем 1 раз в 12 месяцев (ГОСТ Р ЕН 365-2010 4.4 b). При этом работодатель может установить более частый интервал осмотра, при эксплуатации СИЗ в условиях вредных факторов (химических, термических, механических и т.д.). Так компании, выполняющие работу на нефтяных платформах в море, проводят осмотр после каждой вахты, которая обычно длится около 30 дней.

Любые средства индивидуальной защиты, к которым относится и привязь страховочная, имеют оговоренные сроки службы. Сами производители в соответствии с требованиями ГОСТ устанавливают срок эксплуатации страховочной привязи в 5 лет, начиная с даты его выпуска. Период службы страховочных канатов гораздо меньше до 2 лет. Если считать не в днях, а в часах, то этот срок составляет 400 часов, особенно если снаряжение активно эксплуатируется. Это понятно – ведь на канат приходится самая большая нагрузка, в том числе и при падении человека с высоты.

Соответственно, указанный период годности сокращается, если страховка эксплуатируется в условиях широкого температурного диапазона, на пожарах и так далее. Обнаруженные при осмотре дефекты привязи страховочной – веский довод отказаться от использования снаряжения. Оно должно быть незамедлительно списано. За соблюдение этих требований ответственность несет работодатель.

На втором этапе производится испытание стропа с карабином (рис. 6). Для этого пояса типа Б и В за петлю стропа, а пояс типа Г за соединительное кольцо цепи стропа подвешивают через переходный элемент к крюку грузоподъемного механизма. Груз массой 400 кг прикрепляется к карабину стропа. Грузоподъемным механизмом производят подъем системы на 150 мм от уровня пола и удерживают груз 5 мин. При этом пояс с амортизатором испытаниям не подвергаются.

7.2.47. При выполнении работ на высоте должны применяться
предохранительные пояса и страховочные канаты.
Предохранительные пояса должны соответствовать требованиям ГОСТ
12.4.089 и ДНАОП 1.1.10-1.07-01 «Правила эксплуатации электрозащитных
средств» или техническим условиям на конкретные конструкции поясов и
обеспечивать обхват талии от 640 до 1500 мм.
7.2.48. На предохранительных поясах должны быть бирки с
инвентарными номерами и датой проведения следующего испытания.
Запрещается использовать предохранительные пояса при отсутствии
отметки об испытании их, просроченного срока испытания, а также
пояса, у которых при осмотре выявлены дефекты.
7.2.49. Карабин предохранительного пояса должен обеспечивать
быстрое и надежное закрепление и открепление одной рукой в утепленной
рукавице. Такой карабин должен быть оснащен предохранительным
устройством – во избежание его случайного раскрытия.
Предохранительные пояса при выполнении строительно-монтажных и
ремонтных работ должны иметь строп из синтетических материалов, а при
выполнении огневых работ (при электросварке, газорезке и др.) – из
стального каната или цепи.
7.2.50. При эксплуатации предохранительные пояса необходимо
периодически, не реже 1 раза в 6 мес., испытывать статической
нагрузкой 4000 Н (400 кгс) в соответствии с ГОСТ 12.4.089.
7.2.51. В случае невозможности закрепления стропа
предохранительного пояса за элементы конструкций или оборудования
необходимо применять страховочные канаты, предназначенные для
закрепления одного или большего количества работников карабином
предохранительного пояса.
7.2.52. Страховочный канат должен иметь устройство для
закрепления его к элементам зданий и сооружений, а также для
натягивания. Это устройство должно обеспечивать удобную установку,
снятие, перестановку и возможную смену длины каната в зависимости от
расстояния между точками закрепления.
Конструкция деталей страховочного каната должна исключать
возможность травмирования рук работника. Детали каната не должны
иметь надрывов, заусенцев, острых кромок, трещин и раковин.
7.2.53. Страховочный канат должен устанавливаться выше уровня
плоскости опор для ступней ног или на их уровне. Если длина каната
между точками закрепления превышает 12м, необходимо устанавливать
промежуточные опоры, расстояние между которыми не должно превышать 12
м. Промежуточные опоры и узлы крепления этих опор должны быть
рассчитаны на вертикальную статическую нагрузку не менее 5000 Н (500
кгс).
7.2.54. Установленный в рабочее положение страховочный канат
перед началом эксплуатации, а также во время эксплуатации, но не реже
1 раза в 6 мес., необходимо испытать статической нагрузкой и внутри
пролета – грузом массой 4000 Н (400 кгс). При этом для испытания
должны применяться гибкие канаты или стальной стержень.
7.2.55. Результаты испытаний предохранительных поясов и
страховочных канатов должен записывать работник, ответственный за
учет и хранение их в исправном состоянии, в «Журнал учета и осмотра
такелажных средств, механизмов и приспособлений» по форме,
приведенной в приложении 5 к настоящим Правилам.

10. Перед выдачей работающему в эксплуатацию нового пояса или пояса,
находившегося в эксплуатации, необходимо:
проверить наличие на маркировочной пластине и амортизаторе заводских
номеров, штампов ОТК, типа пояса, даты изготовления и их соответствие с данными
паспорта;
провести испытание статической нагрузкой;
выбрать размер пояса в соответствии с антропометрическими данными
работающего, при этом выбор пояса производится по летней спецодежде (пояс должен
плотно застегиваться на один из первых трех люверсов, ведя отсчет со стороны пряжки
при расстегнутом поясе);
проинструктировать работающего по правилам безопасной эксплуатации пояса.
11. Пояса типа А и Б с регулируемыми по длине непропитанными стропами
применяют для вьполнения работ, не связанных с применением нефтепродуктов (бензина,
масла, растворителей и т.п.), и в условиях ограниченного (только при электроприхватках)
применения при выполнении огневых работ на высоте.
Пояс типа В применяют в условиях использования нефтепродуктов и частично при выполнении огневых работ, соблюдая при этом дополнительные требования безопасности: карабин пояса должен быть закреплен таким образом, чтобы расстояние от стропа до места производства огневых работ было не менее 0,2 м.
Пояс типа Г со стропом из стальной цепи применяют при выполнении всех видов работ на высоте, включая электросварочные и газопламенные работы.
12. При работе с поясом на высоте менее 3 м от земли или перекрытия закрепление карабином должно осуществляться таким образом, чтобы высота падения не превышала 0,5 м. Это может быть достигнуто:
закреплением карабина пояса выше уровня опирания ступней ног на величину не менее 1,4 м при страховке поясом в соответствии с рис. 3 (а, б, в)
Рис. 3. Способы закрепления поясом:
а – карабином за страховочный канат; б – то же, за страховочное устройство в конструкциях; в – строп пояса к смонтированной конструкции с закреплением карабина за строп;
г – то же, с закреплением карабина за свободное кольцо; д – то же, за боковое кольцо или за петлю стропа в месте его крепления к поясу
закреплением карабина пояса в соответствии с рис. 3 (г, д), при этом конст­руктивный элемент, к которому закрепляют карабин с фалом, располагают не ниже уровня плоскости опирания ног.
13. Еже сменно перед началом работ работник должен визуально проверить:
целостность узлов крепления металлических деталей (пряжки, карабина,
боковых колец, стальной цепи);
отсутствие признаков гниения на элементах пояса;
отсутствие пережога и разрыва прядей фала амортизирующего устройства
и ремня, трещин в металлических деталях.
При обнаружении одного из указанных дефектов пояс необходимо изъять из эксплуатации. Примечание:
Под «целостностью» подразумевается обрыв прошивных ниток не более чем
10 % в узлах крепления пряжки и амортизатора.
Под «пережогом» подразумевается полный пережог одной из прядей или
более 30 % всего сечения фала.

4.5.10. Пояса и канаты следует хранить в сухих помещениях при отсутствии агрессивных сред, на расстоянии от тепловыделяющих приборов, в подвешенном состоянии или разложенными на полках в один ряд. После работы, а также перед хранением их необходимо очистить от загрязнений, просушить, металлические детали протереть, а кожаные – смазать жиром.

Для страховки применяются стальные, хлопчатобумажные канаты или канаты из капронового фала. Стальные канаты должны соответствовать государственному стандарту. Хлопчатобумажный канат должен быть диаметром не менее 15 мм, канат из капронового фала – не менее 10 мм, а длина их – не более 10 м.

Строительные конструкции

1.3. Карабин — элемент пояса, предназначенный для закрепления к конструкциям, — должен обеспечивать быстрое и надежное закрепление и открепление одной рукой при надетой утепленной рукавице. Карабин должен иметь предохранительное устройство, исключающее его случайное раскрытие. Замок и предохранитель карабина должны закрываться автоматически.

3.3. для пояса типа А (рис. 5, а) пояс, закрепленный на ролик, через специальный захват подвешивают к крюку грузоподъемного механизма. Сначала к одному из боковых колец закрепляют карабин стропа, к другому концу стропа за петлю крепления амортизатора прикрепляют груз массой 400 кг так, чтобы исключить нагрузки амортизатора. При помощи грузоподъемного механизма производят подъем системы на 150 мм от уровня пола (площадки) и удерживают груз 5 мин. далее аналогичные испытания проводят для второго бокового кольца.

3.1. Перед выдачей пояса в эксплуатацию, а также в процессе эксплуатации через каждые б месяцев их подвергают испытанию на статическую нагрузку, равную 4 кН (400 кгС), о чем делается запись на маркировочной пластине, и составляется акт, который хранится до следующих периодических испытаний.

3.4. Статические испытания поясов типов Б, В и Г проводят в два этапа. На первом этапе пояс, закрепленный на ролик (рис. 5, 6), подвешивают через специальный захват к крюку грузоподъемного механизма. Груз массой 400 кг при помощи специальной штанги или стропа подвешивают к боковому кольцу. Грузоподъемным механизмом производят подъем системы на 150 мм от уровня пола и удерживают груз 5 мин. При этом строп с амортизатором испытанию не подвергаются.

Пояс типа В применяют в условиях использования нефтепродуктов и частично при выполнении огневых работ, соблюдая при этом дополнительные требования безопасности: карабин пояса должен быть закреплен таким образом, чтобы расстояние от стропа до места производства огневых работ было не менее 0,2 м.

Срок испытания страховочной привязи

Страховочная привязь – элемент страховочной системы, защищающий рабочего от падения с высоты путем удержания его тела обхватывающими лямками, то есть непредвиденный срыв с использованием страховочной привязи становится для работника относительно безопасным.

Пояс страховочный для обеспечения безопасности работ на воздушных линиях электропередач, электрических станциях, нефтяных вышках и других сооружениях как средство индивидуальной защиты человека при падении с высоты и сохраняет свои эксплуатационные свойства при температурах от минус 40 до плюс 40°С. Система с амортизатором должна эксплуатироваться при наличии под опорной поверхностью не менее 3-х метров свободного пространства.

Периодичность и объём проверок средств индивидуальной защиты от падения с высоты регламентирован п.п. 95-96 Правил охраны труда при работе на высоте, утверждённых Приказом Минтруда и соцзащиты от 28.03.2014 №155н. Согласно этому документу, «динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты с повышенной нагрузкой в эксплуатирующих организациях не проводятся».

Компетентное лицо согласно ГОСТ Р ЕН 365–2010 должно быть «ознакомлено с текущими требованиями к периодическим проверкам, рекомендациями и инструкциями, составляемыми производителем применительно к соответствующим компоненту, подсистеме или системе». И в этом же пункте в примечании указывается, что «для компетентного лица может потребоваться обучение производителем либо его уполномоченным представителем по тому или иному конкретному СИЗ или иному оборудованию в силу, например, новизны или сложности последнего либо в том случае, если для разборки, повторной сборки или оценки СИЗ или иного оборудования необходимы познания, являющиеся определяющими для безопасности; также может возникать необходимость в обучении в связи с модификациями и видоизменениями».

Пояс не является средством защиты от падения с высоты, и должен для этой цели применяться в комплекте с ловителями, страховочными канатами или с другими устройствами, обеспечивающими возможность его закрепления таким образом, чтобы высота падения человека не превышала 0,5 м., а с амортизатором может применяться автономно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector