Сколько в росии монополий 2021 статья

Инструкция по работе с реестром естественных монополий по 44-ФЗ

На web-ресурсе реестра содержится список естественных монополий России, однако он не имеет никакого отношения к процедуре осуществления государственных закупок. В п. 1 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ сказано, что приобретение товара у единственного поставщика осуществляется со стороны заказчика, если он покупает позиции, относящиеся к области деятельности СЕМ в рамках ФЗ №147.

Вместе с тем субъекты естественных монополий — это предприятия, которые в силу конкуренции могут не всегда уделять большое внимание качеству производимых товаров, а также уровню их технологичности. Вполне может быть, что фирма, осуществляющая деятельность на определенном национальном рынке без конкуренции, существенно проиграет в темпах модернизации производства компании, которая работает в другой стране в высококонкурентной среде. Как результат, как только национальный рынок будет освоен, фирме будет весьма проблематично освоиться за рубежом.

Естественная монополия практически защищена от конкуренции. Данное обстоятельство может повлиять на перспективы развития бизнеса как положительно, так и отрицательно. Позитивный аспект низкой конкуренции заключается в возможности, прежде всего, долгосрочного планирования бизнеса. Предприятие, уверенное в том, что оно будет вести бизнес с большими оборотами, при стабильной прибыли, может успешно инвестировать в модернизацию фондов, привлекать инвесторов, кредиторов.

В ст. 4 дан список направлений деятельности. Что касается перечня самих естественных монополий, он упоминается в ст. 10. Заказчики не получают от этой информации никакой пользы. То есть, если организация в списке присутствует, и заказчик покупает у нее то, что не относится к данной сфере, п. 1. Ч. 1 ст. 93 не сработает. Действует и обратная закономерность: если компания в данном перечне отсутствует, но она задействована в сфере, которая указана в ст. 4 данного закона, использовать ее в качестве единственного поставщика можно.

Соответственно, возможна ситуация, когда тот или иной субъект не внесен в реестр субъектов естественных монополий по той причине, что органы регулирования естественных монополий не имеют информации о том, что товарный рынок, на котором этот субъект осуществляет ту или иную деятельность, находится в состоянии естественной монополии (абз. 2 ст. 3 Закона № 147-ФЗ) или что данный хозяйствующий субъект осуществляет такую деятельность в данный период времени. В этой связи возможна и ситуация, когда хозяйствующий субъект на какое-то время приостанавливает деятельность в сфере естественной монополии, что в силу вышеуказанных причин является основанием для исключения его из реестра субъектов естественных монополий, заключение же с ним заказчиком контракта на оказание соответствующих услуг как раз приведет к возобновлению такой деятельности и, как следствие, к включению этого субъекта в реестр субъектов естественных монополий.

  • Реестр со списком и описанием субъектов топливно-энергетических комплексов;
  • Реестр со списком и описанием субъектов работы сферы связи;
  • Реестр со списком и описанием субъектов, занимающихся деятельностью в области транспортного дела.

Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон о естественных монополиях) под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

  • Создание и запись информации в реестры по контролю и регулированию деятельности ест. монополий;
  • Принятие решений по внесению изменений и прекращению надзора над описанными объектами;
  • Анализируют и принимают меры и методы регулирования;
  • Рассматривают и вносят корректировки предложений в соответствующие деятельности законы и акты;
  • Только в пределах собственных полномочий и в пределах собственной области имеют право на контроль соблюдения требований закона.

Плюсы решения ФАС абсолютно очевидны: такие компании, как «Ростелеком» и «Почта России», работают совершенно неэффективно во многом из-за отсутствия конкуренции со стороны; согласитесь, сложно представить себе человека, который был бы полностью удовлетворён качеством их услуг, — говорит эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев.

  • был введен понятийный аппарат;
  • были закреплены дополнительные сферы деятельности рассматриваемого закона, такие как: служба централизованного водоснабжения и водоотведения; служба по аэронавигационному обслуживанию;
  • разграничили рынки сетевых и конечных услуг, а также были утверждены рынки по оказанию услуг и рынки доступа. В последней редакции данного нормативно-правового акта регламентируются тарифообразования конечных услуг;
  • установление тарифов. ФАС ввел целый ряд методик, которые направлены на повышение эффективности национального ценового тарифного регулирования;
  • ответственность конкурсных процедур при исполнении сделок на право пользования главными средствами субъектов, которые находятся в общегосударственной или муниципальной собственности, с учетом как общих требований антимонопольных актов, так и специального положения;
  • субъекты естественных монополий обязаны утверждать инвестиционные программы с федеральными субъектами РФ муниципального образования;
  • установлены правила и принципы гарантирования недискриминационного доступа покупателей к производимым продуктам;
  • отказ от процесса контроля сделок, которые утверждены законом о естественных монополиях №147;
  • были разграничены права и обязанности между службой по тарифному регламентированию естественных монополий, антимонопольной службой и отраслевыми федеральными службами исполнительного правления.

Монополисты в россии список 2021

Но не менее несомненен тот факт, что по-другому в нашей стране эти отрасли экономики работать не смогут, а вместе с ними – и многие другие. Даже учитывая практически нулевую до последнего времени производительность, если так можно выразиться, таких монополистов, как та же «Почта России».

Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. Как мы убедились раньше, по отношению к естественным монополиям эти цели достигаются путем прямого вмешательства государства в их деятельность, в частности, путем принудительного установления цен. В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (скажем, запрет слияния крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм. Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: • либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы, • либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами.

Слышали мы также и о том, что естественная и искусственная монополии являются предметом изучения учеными-экономистами. В целом, у большинства из нас закрепилось в достаточной мере стойкое отношение к теме монополизации чего бы то ни было как к негативному явлению.

Все документы совместно с приложениями и дополнительными сведениями к ним заявитель направляет в ФАС либо электронно, либо посредством почтовых отправлений. Представитель организации также может подать заявление о введении, изменении или прекращении деятельности лично. Надлежащий пакет документов в бумажном виде, который подает организация-заявитель, должен быть пронумерован, завизирован руководителем и закреплен «живой» печатью предприятия.

Вас может заинтересовать ::  Как оформить сделку с мат капиталом покупая квартиру у свекрови

Читатель может парировать данному утверждению и скажет о том, что неправомерная «заточка» технического задания под конкретного производителя и тем более иностранного – это вопрос Федеральной антимонопольной службы. Однако, опыт Центра закупок и продаж «Закон.гуру» говорит об обратном. Далеко не во всех случаях соответствующие вопросы доходят до рассмотрения антимонопольного органа (ввиду отсутствия жалоб со стороны участников закупки), а поданные жалобы на «заточку» технического задания не всегда удовлетворяются по различным причинам.

Монополисты в россии список 2021

В том числе мелкий бизнес и вообще некоммерческие общества. Например, к штрафу от ФАС могут привести неконкурентные соглашения или картельный сговор между предпринимателями, даже если их бизнес совсем небольшой. Конкуренция в данной отрасли полностью отсутствует, т. к. вход в эту нишу рынка практически невозможен. Причина — колоссальные и неоправданные затраты на строительство новой ж/д сети.

Первые монополии в истории человечества были созданы благодаря санкциям государства. Правительством принимались законы, дающие привилегированное право какой-либо фирме торговать тем или иным товаром. Однако термин «монополия» имеет достаточно много определений.

Наседкина Дарья 11 января 2020 Естественные монополии по 44-ФЗ (статья 93) — это организации, которые могут выступать в роли исполнителя госзаказа. Ст. 93 44-ФЗ разрешает закупать их продукцию как у единственного поставщика. Расскажем, как точно определить, кто к ним относится.

ЭТО ПРОСТО ПОЗОР ВЕКА! ГДЕ ЭТО ВИДАНО, ЧТОБЫ В БАНКАХ ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖЕР КОТРЫЙ ВЫДАЕТ КРЕДИТ, ЗВОНИТ НА РАБОТУ КАК КОЛЛЕКТОР И УГРОЖАЛА? ДО СЛЕЗ ТОГДА ДОВЕЛИ! ЛАДНО! ЗАКРЫЛА Я ЭТОТ ЗЛОПОЛУЧНЫЙ КРЕДИТ! ПОМЕНЯЛА НОМЕР! СВЯЗЫВАТЬСЯ Я С ЭТИМИ ПИЯВКАМИ БОЛЬШЕ НЕ ДУМАЮ. ТАК КАК ЖЕ! НЕ ТУТ ТО БЫЛО! ТА ЖЕ ЕКАТЕРИНА НАЗВАНИВАЕТ МНЕ УЖЕ НА РАБОТУ, ЗВОНИТ МОИМ КОЛЛЕГАМ, МУЖУ И РОДНЕ!

Искал с условием первого займа без процентов, так и наткнулся на «Честное слово». В целом получение кредита не вызвало трудностей, но то что началось потом, ставит под сомнение порядочность компании. Начались спам звонки и смс, нон-стоп. Данная организация сливает базу данных. На данный момент звонки успокоились максимум один или два в день, но то скорее заслуга черного списка.

Иногда на рынке возникает ситуация, когда в потребительской сфере возникает новая компания, предлагающая вновь созданный продукт, не имеющий аналогов. Это и есть чистая монополия. Примеры таких ситуаций в настоящее время малочисленны. Сегодня это явление довольно редкое.

В связи с этим, им необходимо пройти процедуру регистрации в качестве субъекта ЕМ. Естественные монополии в России 2020, список которых в разрезе направлений деятельности представлен на официальном сайте ФАС России, в своих действиях руководствуются 147-ФЗ от 17.08.1995.6.

Второй путь является более быстрым. Его основой служит централизация капитала, то есть добровольное объединение или поглощение обанкротившихся организаций. При этом масса мелких и средних предприятий превращается в более крупное. Возникает искусственная монополия.

Реестр естественных монополий 2020 года — это специализированный источник, в котором ведется учет организаций, работающих в условиях естественных монополий. Ответственность за его формирование и функционирование возложена на Федеральную антимонопольную службу.

В области здравоохранения также существует государственная монополия. Примеры касаются производства лекарств. Так, монопольными правами обладает ФГУП «Московский эндокринный завод». Он производит препараты, которые используются в различных сферах здравоохранения. Это психиатрия и гинекология, эндокринология и офтальмология.

Инструкция по работе с реестром естественных монополий по 44-ФЗ

В бумажном и электронном виде перечень формирует и ведет ФАС в полном соответствии с информационными данными, предоставленными уполномоченными органами исполнительной власти всех уровней, и с заявлениями, полученными непосредственно от самих предприятий, претендующих на включение (изменение, прекращение деятельности) в списки ЕМ.

Максимально точно указываем все данные. От правильности внесения информации зависит результат рассмотрения заявки. Форма содержит такие сведения, как реквизиты паспорта, место рождения, пол, статус заемщика (работающий, владелец бизнеса, ИП, человек пенсионного возраста, неработающий, студент, льготник или домохозяйка), размер финансовых обязательств (при наличии) и периодичность их погашения, среднемесячный доход, адрес регистрации и проживания. Нажимаем на кнопку «Продолжить».

  • необходимости оформлять отчёт с обоснованием выбора поставщика;
  • обязанности затрачивать средства на обеспечение исполнения контракта;
  • потребности в привлечении экспертных организаций в ходе приёмки товаров, работ, услуг;
  • необходимости внесения расчётов и обоснования предлагаемой цены;
  • обязанности уведомления контролирующих органов о закупке.

В ст. 4 дан список направлений деятельности. Что касается перечня самих естественных монополий, он упоминается в ст. 10. Заказчики не получают от этой информации никакой пользы. То есть, если организация в списке присутствует, и заказчик покупает у нее то, что не относится к данной сфере, п. 1. Ч. 1 ст. 93 не сработает. Действует и обратная закономерность: если компания в данном перечне отсутствует, но она задействована в сфере, которая указана в ст. 4 данного закона, использовать ее в качестве единственного поставщика можно.

Микрокредиты ООО МФК «Займер» – типичный вариант кредитования «до зарплаты». Этот онлайн-сервис идеально подходит любителям интернет-технологий. Клиентам компании доступен лимит от 2000 до 30000 рублей. Деньги выдаются на срок от 7 до 30 дней. Дневная стоимость услуг – 1%. Получить займ через сервис «Займер» несложно. Вот как происходит процесс оформления.

Специалисты пришли к выводу, что комиссии при осуществлении межбанковских переводов становятся преградами для смены банка и перевода денег в другой банк. При этом фактически на рынке банковских переводов присутствует один монополист — Сбербанк. По итогам первых шести месяцев 2018 года на его долю приходилось 94% переводов.

Ранее сообщалось, что Сбербанк потеряет монополию на российском рынке банковских переводов физических лиц. Центральный банк России, ФАС и Минфин намерены законодательно закрепить равную комиссию внутрибанковских переводов во всех регионах страны. При этом ее максимальный размер не будет превышать трех рублей.

Как уточнил Пузыревский, ФАС предлагает сократить число естественных монополий с 14 до восьми. По данным издания «Коммерсант», к сферам, из которых исчезнут естественные монополии, специалисты отнесли порты, аэропорты, внутренние водные пути, ледовая проводка, а также захоронение радиоактивных отходов, услуги почтовой связи.

По его словам, согласно поправкам, в статусе естественных монополий остались только инфраструктурные сферы. Это касается передачи нефти и нефтепродуктов, газа по трубопроводам, железнодорожных путей, вокзалов, услуг общедоступной электросвязи, передачи электроэнергии, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и так далее.

Ранее «Газета.ru» писала, что россияне переплачивают за ЖКХ более чем в два раза. Неверные тарифы — дело рук властей на местах, уверены в ведомстве. Сегодня у трех четвертей регионов завышены тарифы ЖКХ, у остальных, напротив, занижены. Эксперты намерены в скором времени внести в Госдуму проект закона об основах тарифного регулирования.

Естественные монополии: что это и какую роль играют в госзакупках

При выборе некоторых товаров, работ или услуг у потребителей не существует альтернатив. Производством таких товаров или работ и оказанием таких услуг занимаются естественные монополии. Изготовление в этом случае требует особых технологий, что резко сокращает возможное число участников рынка. В 147-ФЗ от 17.08.1995 дается следующее определение: субъекты естественной монополии — это компании, которые производят и реализуют товары, работы, услуги и являются лидерами рынка из-за воздействия не зависящих от них причин. Такие предприятия самостоятельно устанавливают цены, определяют каналы сбыта и ищут поставщиков с наиболее выгодными предложениями.

Естественная монополия — это отраслевое предприятие, работа которого возможна только при отсутствии конкуренции со стороны других компаний. Наличие конкурентов увеличивает операционные издержки, а произведенную продукцию нельзя заменить другими предложениями для потребителя.

Вас может заинтересовать ::  Имеет ли право пенсионер на проезд с 50 процентной скидкой на междугородний транспорт

Отрасли их функционирования подразумевают полное отсутствие конкуренции. Суть в том, что наличие конкурирующих структур повышает издержки, а вместе с ними и цену на производимую продукцию. Для предприятий повышение издержек означает снижение прибыли. Спрос на продукты естественных монополий всегда стабилен (потому что товары нельзя заменить), следовательно, потребителям придется подстраиваться под любые изменения цены. Это главная причина того, что цены на продукцию подлежат строгому государственному регулированию.

  • железнодорожные перевозки;
  • транспортировка нефти и газа по трубопроводам;
  • подача электрической и тепловой энергии;
  • водоснабжение и водоотведение;
  • захоронение радиоактивных отходов;
  • предоставление общедоступных электросвязи и почтовой связи;
  • оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике;
  • использование инфраструктуры внутренних водных путей и ледокольная проводка судов в Северном морском пути;
  • предоставление услуг в транспортных терминалах, аэропортах, морских и речных портах.

Еще одним примером естественной монополии является компания связи на локальном уровне: в каждом регионе она своя. Есть особенности в закупках услуг связи у монополистов. Общедоступные почтовая и электросвязь — это монополизированная отрасль (об этом говорится в 147-ФЗ), а в постановлении правительства №637 от 24.10.2005 указано, что к почтовым услугам относится не только предоставление услуг связи, но и передача телеграмм, пересылка писем, передача голосовой информации. При пересылке писем и телеграмм обязательно использование почтовых марок. Эти товары не относятся к продукции естественных монополистов, значит, их необходимо приобретать с помощью конкурентных процедур.

Государство справедливо требует стабильности и подотчётности в работе таких монополистов, но вынуждено содействовать им. Это необходимо для процесса пусть не повышения – хотя бы сохранения существующей конкурентоспособности нашей экономики. Может быть, увольнение слишком уж поприжавшего наших монополистов бывшего главы ФАС Артемьева – результат такой необходимости.

Скандалы со стомиллионными премиями и миллиардной стоимости квартирами (по разным оценкам) руководства «Почты России», обыски в офисах топ-менеджеров РЖД, да и уже упомянутое упразднение закона «О естественных монополиях» – всё это одна сторона отношения российского государства к монополиям и возмутительно обнаглевшим их руководителям. Другая сторона – увольнение инициатора этого упразднения Игоря Артемьева с должности главы Федеральной антимонопольной службы. И овцы не целы, и волки не сыты. Впрочем, в этом лесу и те, и другие постоянно меняют шкуры…

Как видно, именно эти методы и приняты правительством с подачи президента для решения (будьте покойны, временного, по сути, тактического) ценового демарша продовольственных негоциантов. Что подтверждает присовокупление к официально существующим в России естественным монополиям агропромышленного сектора.

Впрочем, немыслимый рост цен на продукты питания – тема другого разговора, и касается разгула монополистического капитализма в нашей стране лишь боком. Здесь интересна тенденция: волчара-монополист Дерипаска критикует волчару-монополиста государство, укутавшись в овечью шкуру…

Классическая экономика считает, что монополии – это плохо. Они ограничивают выбор потребителя, взвинчивают цены и вообще очень плохо влияют на рынок. С другой стороны, существует понятие естественных монополий – с которыми государству вроде как бороться не стоит. Мы попытались разобраться в корнях российских монополий и в том, стоит ли так сильно сражаться с остатками естественных монополий.

— Сейчас их четырнадцать, останется восемь. Важен еще один фактор: даже наличие инфраструктуры не может являться основанием для отнесения к естественной монополии — при возможности оказания услуги иным способом, при взаимозаменяемости этой инфраструктуры. Например, проводная электросвязь. Сейчас стационарный телефон конкурирует с мобильной связью. Поэтому есть все основания сказать, что услуга связи является конкурентной и даже наличие инфраструктуры не основание, чтобы МГТС и «Ростелеком» оставались в сферах естественных монополий. Например, «Почта России» и «Атомфлот» перестанут быть естественными монополиями.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) доработала и внесла в правительство обсуждавшийся более пяти лет законопроект, меняющий определение и регулирование госмонополий, которые власти считают естественными. В интервью “Ъ” заместитель главы ФАС Сергей Пузыревский

Многие субъекты естественной монополии в РФ являются преемниками советских предприятий, которые формировались в условиях нерыночного хозяйства: учреждение аналогичных фирм в современной рыночной среде было бы крайне затруднено в силу необходимости вложений огромных средств в производственную, логистическую инфраструктуру, подготовку кадров.

Появление естественных монополий в соответствующих сегментах экономики обусловлено ограниченным доступом сторонних предприятий к необходимым технологиям, очень высоким порогом входа на рынок, жесткими требованиям к финансовым показателям, технологической оснащенности, квалификации сотрудников организаций, претендующих на работу в отмеченных сферах экономики.

Реестр субъектов естественных монополий — это единая информационная база данных, в которой содержится информация о хозяйствующих субъектах, занятых производством и реализацией товаров или услуг в условиях монополизации в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, связи, водоснабжении и водоотведении, захоронении радиоактивных отходов.

Монополисты в россии список 2021

«Действующее сейчас определение естественных монополий позволяет, на мой взгляд, достаточно безгранично расширять круг сфер, которые можно относить к естественным монополиям. В нем есть определение раскрытия информации, общее положение о контроле, о согласовании сделок – по сути, это всё. Естественная монополия сейчас имеет два метода регулирования. Первый – это ценовое регулирование, когда она устанавливает цену, второй – метод определения круга потребителей, которые подлежат обеспечению в приоритетном порядке в определенных сферах. Например, это больницы, стратегические объекты, которым нельзя отключать электричество.

Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. Как мы убедились раньше, по отношению к естественным монополиям эти цели достигаются путем прямого вмешательства государства в их деятельность, в частности, путем принудительного установления цен. В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (скажем, запрет слияния крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм. Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: • либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы, • либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами.

В связи с введением Постановления №1314, преимущественные права по строительству газопроводов перешли к газораспределительным организациям. В связи с этим, многие проектно-монтажные организации, занимающиеся газопроводами, приняли решение о создании собственных газораспределительных компаний.2.

Стремление к монопольному владению, использованию ресурсов и средств производства, а также к монопольной реализации произведённого продукта – процесс, обусловленный эволюционно. И в человеческом сообществе. И среди других высоко-средне- и слабоорганизованных животных. И среди одноклеточных животных, и среди растений. И даже среди неклеточных форм жизни.

В соответствии с технико-технологическими особенностями производства, ряд российских предприятий не может функционировать в условиях рыночной конкуренции, однако товары, работы и услуги, предоставляемые такими организациями, являются уникальными и незаменимыми (например, природные ресурсы).

В России планируют ужесточить меры по борьбе с цифровыми монополиями. Согласно предложению Федеральной антимонопольной службы (ФАС), компании, оштрафованные за нарушение антимонопольного законодательства, в случае невыполнения предписаний могут быть оштрафованы повторно – на сумму вдвое превышающую первоначальный штраф, пишет РБК. При этом сумма нового штрафа не может быть меньше 100 тыс. руб. и больше одной пятидесятой от выручки компании-нарушителя за год, предшествующий нарушению. Идет ли речь о глобальной выручке или только о полученной от деятельности на территории России, издание не уточняет.

Вас может заинтересовать ::  Льготы малоимущим семьям в 2021 в краснодарский край

Сейчас почти все цивилизованные государства имеют антимонопольные законы, чтобы оградить покупателей от произвола продавцов. Но это касается в первую очередь искусственных монополий, где речь идет о сговоре компаний. Создание же естественной монополии всегда оправдано. Такая организация не мешает экономическому развитию страны, а наоборот, позволяет производить и продавать продукцию эффективно, безопасно и выгодно для всех сторон.

Чтобы лучше понимать, что такое картельный сговор, рассмотрим схему «Таран» (Определение Верховного Суда РФ № 308-КГ16-1857 от 08.04.2021). В качестве примера возьмем аукцион на капремонт школы с НМЦК 18 163 774,00 руб. Для участия в процедуре было подано 4 заявки.

Производство нового уникального продукта, освоить аналоги которого конкурентам пока не удалось. Такая ситуация практически всегда является временной. Ее описывает понятие «открытой монополии». Отсутствие конкуренции обусловлено чаще всего технологическим отрывом, который соперники постараются преодолеть как можно скорее.

Еще с давних времен на Руси существовала понятие монополии, как таковой экономический и политический устав общества резко отличался от того, что мы имеем на сегодняшний день, но в целом монополистический строй все равно имел ярко выраженную форму. Так, при правлении царей монополия была на ряд важнейших товаров и продуктов: соль, порох, и даже календари. Эти товары были очень необходимыми народу того общества и доставать их было трудно, поэтому государство устанавливало квоту на эти товары и полностью регулировало рынок в их отношении.

Как малому бизнесу случайно не стать монополистом

Сейчас ситуация немного изменилась, но под антимонопольное законодательство по-прежнему подпадают любые организации — неважно, какого размера и назначения. В том числе мелкий бизнес и вообще некоммерческие общества. Например, к штрафу от ФАС могут привести неконкурентные соглашения или картельный сговор между предпринимателями, даже если их бизнес совсем небольшой. Так, ФАС посчитала, что два предпринимателя создали картель: они предлагали попрыгать на батутах за одинаковую цену — 50 Р . В итоге каждого предпринимателя ведомство оштрафовало на 20 000 Р , но суд штраф отменил.

Конкуренция — это соперничество между предпринимателями, которые предлагают одинаковые или схожие товары и услуги на одном рынке, например на рынке парикмахерских услуг. В ходе конкуренции предприниматели могут улучшать качество своих товаров и услуг, рекламировать их, привлекать потребителей ассортиментом и ценой. Потребители могут выбирать лучшие для себя предложения — так выявляется спрос на товары и услуги и их рыночная цена.

Несмотря на то что годовая выручка микропредприятия была гораздо меньше 400 млн рублей, а иммунитет для малого бизнеса уже действовал, это не спасло фирму от штрафа в 650 000 Р . Иммунитет не распространяется на естественные монополии, то есть на владение железной дорогой. Пути необщего пользования соединяются с путями общего пользования, а значит, фирма почти ничем не отличается от РЖД.

Вот пример, как предприниматели вводят потребителей в заблуждение. ФАС обнаружила, что реклама страховки не соответствовала действительности: страховка не покрывала случаи кражи из кармана или ручной клади, хотя это подразумевалось в рекламном объявлении. За это компании грозил штраф до 500 тысяч рублей, но ФАС в итоге лишь выдала предписание прекратить вводить в заблуждение потребителей — не распространять такую рекламу.

Не все экономисты согласны, что с картелями нужно бороться, ведь все они носят временный характер. Кроме того, даже противники картелей признают некоторые из них, например ОПЕК, где крупнейшие экспортеры договариваются об объеме нефти на рынке и так влияют на уровень цен. То есть цены на нефть во многом устанавливают не потребители и не конкуренция, а производители.

2011 год. Проведено акционирование, но приостановлена приватизация системы ЖКХ. Многие предприятия переданы в многолетнюю концессию, что часто означает скрытую приватизацию. Новые управляющие оказались совершенно не склонны к капитальным затратам, зато проявили немалую изобретательность в калькуляции и обосновании цен. Им обещали 12% доходности (то есть наценка к тарифу сверх «экономически обоснованной» суммы), они ухитряются получать все 25. Появились так называемые управляющие компании, которых вроде бы можно выбирать и менять на общем собрании жителей, но механизм этот в реальности не работает, а протоколы собраний собственников при необходимости материализуются сами по себе. И если цены на электричество, воду и так далее ещё как-то остаются в узде, то рост тарифов на жилищные услуги (содержание и ремонт, вывоз мусора плюс сборы на капремонт) просто колоссален.

Пузыревский поясняет, что сейчас в России есть 14 сфер деятельности естественных монополий, а в реестре этих монополистов около шести тысяч участников. В ряде случаев это совершенно бессмысленно – если в порту работает пять частных фирм, занимающихся погрузкой-разгрузкой, то по букве закона они все монополисты, хотя на самом деле – конкуренты, чуть не горло друг другу рвущие.

Закон о естественных монополиях ограничивает возможности приватизации предприятий, подпадающих под это определение. А ведь 70% государственного участия в экономике, говорят в ФАС, это немного перебор, тем более что и президент Владимир Путин не раз требовал сокращать долю государства.

Уже во второй раз за месяц ФАС использует СМИ для того, чтобы рассказать России о своём законопроекте и по возможности ускорить его принятие. Сначала глава службы Игорь Артемьев в интервью НТВ расхваливал закон об основах тарифного регулирования («всё с головы переворачивается на ноги»), а теперь его заместитель Сергей Пузыревский рассказал «Коммерсанту» о том, что Россия жить не может без упразднения закона о естественных монополиях.

«Приватизация РАО «ЕЭС» – это последний удар, который был нанесён в своё время. В итоге этого удара сегодня у нас тариф на электроэнергию вырос более чем в четыре раза с тех пор. По условиям электроэнергетических подключений – то есть условиям подключения к электросетям, есть такой показатель – Россия опустилась на последнее место в мире».

Реестр представляет собой единую информационную автоматизированную базу, где содержатся данные о компаниях, занятых производством товаров или услуг в условиях монополизации в сфере топлива и энергетики, связи, транспорта, водоснабжения и захоронения ядерных отходов.

Причин появления монополий несколько. Первая и главная – желание определенной компании получить максимально возможную – монополистическую – прибыль за счет того, что у потребителя нет альтернативы. Придется или покупать товар на предлагаемых условиях, или обходиться совсем без него.

С другой стороны, монополия – это обычно представитель крупного бизнеса. А значит, крупный налогоплательщик и создатель новых рабочих мест. Монополии помогают наполнять государственный бюджет и решают важную социальную задачу – трудоустройство населения. Это особенно заметно в регионах, где монополист является еще и градообразующим предприятием.

Появление монополий иногда провоцирует правительство. Например, власти могут вводить законодательные и внешнеэкономические барьеры для ведения деятельности. Чаще всего это осуществляется в адрес иностранных компаний для того, чтобы поддержать отечественное производство. В таких случаях иностранная продукция начинает обкладываться пошлинами, устанавливается ограничение ввоза определенных товаров или полный запрет на это, внедряются лицензирование, сертификация и т. п.

  • концерн и конгломерат – объединение компаний, связанных технологической цепочкой по производству определенного продукта. Компании могут быть из разных отраслей, но обязательно финансово интегрированные друг в друга;
  • синдикат – централизованный сбыт товаров и распределение заказов;
  • картель – договоренность (часто неофициальная) о единой политике сбыта продукции, ценообразовании, условиях продаж, найме сотрудников и т. п.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector