Содержание
- порядок ведения бухгалтерского учета учреждения;
- круг ответственных лиц;
- формы, регистры и бланки первичной документации;
- документооборот;
- порядок и систему налогообложения производства или реализации товаров, работ, услуг.
Для чего оформлять учетную политику
Законодатели определили предельные сроки, в которые субъект обязан утвердить УП. Речь идет о вновь созданных госкомпаниях. УП для бухучета необходимо утвердить не позднее отчетного периода, в котором было создано данное госучреждение. Для УП в части налогообложения следует разработать и утвердить документ не позднее окончания первого налогового периода, в котором было создано предприятие или компания (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ).
В какие сроки утверждать
- Положения и нормы законодательства, которые устанавливают общие требования к организации и ведению бухучета, изменены. В таком случае организация обязана внести соответствующие изменения в учетную политику.
- Учреждением разработаны новые формы ведения бухучета, которые позволят формировать более достоверную и релевантную информацию об объектах бухучета.
- Условия деятельности экономического субъекта существенно изменяются. Например, госучреждение проходит стадию реорганизации либо возложенные на учреждение функции и полномочия изменены.
- отражены капитальные вложения в связи с дооборудованием компьютера:
Дт 0 106 31 310 Кт 0 105 36 440 65 000 ₽ - увеличена первоначальная стоимость компьютера:
Дт 0 101 34 310 Кт 0 106 31 310 65 000 ₽
- Учитывать компьютер как комплекс конструктивно сочлененных предметов, включающий системный блок, монитор, клавиатуру, мышь и т.д.;
- Учитывать системный блок и монитор как самостоятельные основные средства. При этом клавиатура, мышь и другие части являются составными частями системного блока.
Доукомплектация компьютера
Если в учетной политике не установить порядок учета замены составных частей объекта ОС, имеющих существенную стоимость, а списать стоимость сломанного системного блока в расходы или, наоборот, увеличить стоимость компьютера на стоимость нового системного блока, не уменьшив на остаточную стоимость вышедшей из строя части, то можно получить замечание проверяющих. Ведь в таких случаях балансовая стоимость компьютера может оказаться либо заниженной, либо завышенной.
Структура УП БУ определяется самим учреждением с учетом обязательных элементов, регламентированных законом № 402-ФЗ о бухучете и отраслевыми НПА. К примеру, в п.6 Инструкции к единому плану счетов для госучреждений (утвержден приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) предусмотрены следующие обязательные составные части УП БУ:
Структура учетной политики бюджетной организации
- схема отражения в учете событий после отчетной даты;
- «документальные» процедуры (формы первички и учетных регистров, порядок документооборота, детализация технологии обработки учетной информации);
Приложения к учетной политике бюджетного учреждения
- от цели создания учреждения;
- источников финансирования его деятельности;
- вида учредителя;
- степени государственной регламентации финансовой деятельности и диапазона самостоятельности учреждения;
- иных аспектов.
242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» – если они осуществляются федеральными казенными учреждениями в рамках утвержденного плана информатизации в сфере информационно-коммуникационных технологий. На уровне субъекта РФ (муниципалитета) данный КВР применяется, только если такое решение принято соответствующим финансовым органом.
на приобретение комплектующих (запасных частей), которые не относятся к капвложениям в инвентарные объекты (например, предназначены для замены изношенных частей), – на подста-
тье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».
Самостоятельно принятые учреждением решения об отнесении объектов основных средств к соответствующей группе кодов ОКОФ и установлении его срока полезного использования целесообразно закрепить в учетной политике.
При этом согласно примечанию к Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, персональные компьютеры относятся к коду 330.28.23.23 «Машины офисные прочие», который включен во вторую амортизационную группу – имущество со сроком полезного использования свыше двух лет до трех лет включительно. Поэтому правильным будет использовать именно этот код ОКОФ.
на приобретение комплектующих (запасных частей), которые не относятся к капвложениям в инвентарные объекты (например, предназначенные для замены изношенных частей), – по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ;
Выбор КВР и кодов КОСГУ
2) нескольких самостоятельных объектов. При этом способе учета мониторы и системные блоки учитываются в составе основных средств, а клавиатура, мышь и другая периферия – в составе материальных запасов. Такое возможно, например, в случае, когда мониторы и системные блоки планируется эксплуатировать в составе различных комплектаций компьютерного оборудования либо когда указанные объекты приобретаются в разное время, имеют разный срок полезного использования и их стоимость является значительной относительно стоимости других комплектующих компьютера.
Для экспертов, комментирующих положения законодательства, характерна избирательная логика, когда одни и те же принципы учета в отношении компьютерной техники и иного оборудования трактуются прямо противоположным образом.
Такая подмена терминов связана с неправильным толкованием законодательства. Речь в Инструкции № 157н идет не о том, что объект «может самостоятельно функционировать», а том, что объект «выполняет самостоятельную функцию». Разница существенная. Норма закона отвечает на вопрос: «Что делает?», а некорректная цитата — «Как делает?» «Функция» в данном случае — это назначение. Под «самостоятельной», очевидно, имеется ввиду, что определенный объект выполняет только ему присущую работу. В комплекте компьютерной техники функцию вывода визуального изображения выполняет только монитор. А функцию вывода изображения и текста на бумагу — только принтер.
Яркий пример этого — трактовка понятия «самостоятельный». Так, если монитору для функционирования необходим источник сигнала от компьютера — значит, этот объект «не самостоятельный». При этом, скажем, телевизору тоже требуется источник сигнала: антенна, DVD-плеер и т. п. Но телевизор все равно «самостоятельный».
Необходимо отметить, что действующее законодательство Российской Федерации не содержит понятия «разукомплектация». На практике под разукомплектацией понимается разбор объекта, в состав которого входит комплекс предметов, на отдельные составляющие. Зачастую в результате разукомплектации исходный объект полностью списывается, а вместо него образуется несколько других объектов.
На протяжении последних лет написано немало писем уполномоченных органов, статей, в которых рассматриваются вопросы организации бухгалтерского учета компьютерной техники, в том числе вопрос отражения в учете замены отдельных частей ПЭВМ.
Зачастую, рассматривая данные проблемы, специалисты руководствуются исключительно «отвлеченными» методологическими принципами, не принимая во внимание складывающуюся практику организации ведения бухгалтерского учета компьютерной техники, реальные возможности бухгалтерии по формированию в учете полной и достоверной информации о таких основных средствах.
При этом в ряде случаев организация может вносить в свою учетную политику изменения. Так, изменение учетной политики допускается в следующих случаях (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):
Как сформировать и утвердить учетную политику организации в 2021 году
При этом в промежуточной бухотчетности информацию об учетной политике организации указывать не обязательно. Исключения составляют случаи внесения изменений в учетную политику (приказ Минфина от 28.04.2017 № 69н).
Что такое учетная политика и зачем она нужна
В самом общем виде учетная политика – это избранные организацией методы и способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, амортизации основных средств, применения регистров бухучета, а также обработки информации.
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2016 № 101-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 апреля 2017 года налогоплательщики могут использовать реестры таможенных деклараций в электронном виде. Подобные реестры призваны облегчить экспортно-импортные операции, а также подтверждение нулевой ставки НДС, а также декларирование подакцизной продукции. Налогоплательщики также могут использовать в электронном виде реестры транспортных, товаросопроводительных и иных документов.
По 30.06.2017 налогоплательщики вправе создавать счета-фактуры в электронной форме как по формату счета-фактуры, применяемому при расчетах по налогу на добавленную стоимость, в электронной форме, утвержденному Приказом Федеральной налоговой службы от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@.
Если компания применяет общую систему налогообложения, то это означает, что она является плательщиком НДС, а, следовательно, подает налоговую декларацию в электронном виде. А с 1 января 2017 года необходимо также представлять все пояснения в отношении заполнения декларации в электронной форме. Соответствующие поправки приняты в Законе от 1.05.2016 № 130-ФЗ. Ранее, если налоговый орган требовал пояснений по таким декларациям, НК РФ не определял, в какой форме они должны быть представлены. ФНС России давала разъяснения, что пояснения можно представить как на бумажном носителе, так и по электронке (Письмо ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395).
Пример 2. В настоящее время вносятся правки в приказы №№ 191н, 33н, которыми утверждены инструкции по составлению бухгалтерской (бюджетной) отчетности. Проекты изменений можно найти на официальном сайте https://regulation.gov.ru/. Согласно данным проектам, в составе Пояснительной записки, начиная с отчетности за 2020 год, будет изменена Таблица № 4. Теперь в нее включается информация об основных положениях учетной политики.
а) размещение обобщенной информации, содержащей основные положения (перечень основных способов ведения учета (особенностей), установленные документами учетной политики, с указанием их реквизитов (без размещения копий самих актов));
Нормативное регулирование размещения учетной политики
Федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н, действует с 1 января 2019 года. Согласно п. 9 данного стандарта основные положения учетной политики и (или) копии документов учетной политики размещаются на официальном сайте учреждения (централизованной бухгалтерии) в сети Интернет.
Остальные стандарты учреждению необходимо отразить в учетной политике. Полноценно применять все новшества можно будет только после обновления инструкций по учету. До этого момента они применяются в части, не противоречащей этим инструкциям.
В новых инструкциях обратите внимание на два вида положений. Одни учреждению потребуется прописать в учетной политике и применить на практике впервые. Другие уже могли быть в ней отражены, поскольку они предполагались прежними правилами или им не противоречили. С такими положениями нужно лишь свериться и по необходимости внести коррективы.
Документооборот. С этого года в законе о бухучете прописаны новые полномочия главбуха. Теперь он может письменно требовать от любого сотрудника учреждения, чтобы тот соблюдал порядок оформления и передачи первичных документов в бухгалтерию. Ранее довести такое требование до коллег можно было только через вышестоящее руководство. Проверьте и по необходимости скорректируйте правила документооборота в учреждении, если вы этого еще не делали.
1) если для какого-то объекта учета законодательством не установлен способ его учета, учреждение обязано 2 этот способ разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике. При этом следует 3 действовать в рамках действующего законодательства об учете;
3. Будет ли учреждение признавать 9 отдельными инвентарными объектами части основных средств, для которых можно определить срок полезного использования отдельно, отличный от объекта в целом. Если будет, то для каких основных средств и каких частей, на основании каких критериев и в каком порядке.
СГС «Информация о связанных сторонах» 24 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам
6. Порядок 36 аналитического учета расчетов по пенсиям, пособиям и иным социальным выплатам в Карточке учета средств и расчетов либо в Журнале по прочим операциям. Актуально для учреждений, у которых есть соответствующие отчеты.
Выбытие материальных запасов. В соответствии с п. 108 Инструкции N 157н выбытие (отпуск) материальных запасов может происходить по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости. Выбранный способ необходимо закрепить в учетной политике. Причем способы могут быть различны для разных групп (видов) материальных запасов.
Порядок определения себестоимости готовой продукции
В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете» и п. 7 Инструкции N 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству РФ правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
Порядок организации и обеспечения внутреннего финансового контроля
Выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции (работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется учреждением самостоятельно либо его учредителем. Выбранный способ необходимо закрепить в учетной политике.
Организации, признаваемые субъектами малого предпринимательства , ретроспективный пересчет могут не проводить и все изменения в отчетности отражать перспективно. Это означает, что измененный способ ведения бухучета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после внесения изменений в учетную политику. Такое право малым предприятиям предоставлено пунктом 15.1 ПБУ 1/2008.
- полное отражение всех факторов хозяйственной деятельности, то есть в бухучете нужно отражать все операции без исключения;
- своевременный учет операций, то есть их необходимо показывать в тех периодах, в которых они были совершены;
- приоритет экономического содержания фактов хозяйственной деятельности над их правовой формой. Например, операции, связанные с приемом-передачей арендованного объекта недвижимости, нужно отражать в бухучете независимо от даты госрегистрации договора аренды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 февраля 2005 г. № А42-6647/03-20).
Для чего нужна учетная политика
Если изменение учетной политики вызвано изданием нового или изменением существующего нормативно-правового акта, раскрывайте информацию о последствиях изменения учетной политики согласно нормам, предусмотренным этим актом.
- В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
- Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
- Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.
Налоговый учёт
Компании, у которых числится на балансе транспорт или земля, обязаны самостоятельно рассчитывать и платить налог. Налоговики тоже будут присылать уведомления, но отсутствие уведомления не снимает обязанности заплатить налог вовремя.
Как изменить положения в учётной политике
С 1 января 2021 года в инвестиционный налоговый вычет можно включить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. До 90% можно отнести на уменьшение платежей в региональные бюджеты, а 10% — в федеральный бюджет. Право на вычет появляется в том отчётном периоде, когда завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт их сдачи-приёмки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.