Порядок Создания И Учета Резервов По Сомнительным Долгам 2021

Все затраты, связанные с гарантией, списываются за счет резерва. Та часть, которая не израсходована полностью, переносится на следующий налоговый период. По его окончании величина вновь формируемого резерва сопоставляется с остатком. Если вы получаете меньшую сумму, то разность требуется учесть как внереализационный доход.

Первый тип резервов, который может создавать компания, — это резерв по сомнительным долгам. Представим ситуацию: компания заключила договор с покупателем и отгрузила товар. Однако контрагент не произвел оплату в срок, а обеспечение задолженности не предусматривалось. Такая задолженность переходит в категорию сомнительной. Согласно ст. 266 НК РФ, организация-кредитор может создать резерв по такому долгу и принять эту сумму в качестве внереализационного расхода в текущем отчетном/налоговом периоде. Величина средств, которую разрешается учесть, определяется в ходе инвентаризации задолженности покупателей на отчетную дату.

Резервы организации создаются, чтобы покрыть затраты или убытки, которые предположительно возникнут в будущем. Налоговый кодекс РФ разрешает включать резервируемые суммы в расходы. При этом формирование резервов в налоговом учете имеет ряд ограничений, которые нужно соблюдать для корректного расчета базы по налогу на прибыль.

На практике встречаются ситуации, когда вы имеете встречное обязательство перед контрагентом. В учете одновременно возникают дебиторская и кредиторская задолженности. Сомнительным долгом здесь может выступать только та часть, которая превышает ваше обязательство перед контрагентом.

Помимо вышеуказанных Налоговым кодексом предусматривается создание и других резервов. К ним относятся, в частности, резервы по ремонту основных средств предприятия, а также резервы по предстоящим расходам на НИОКР. Отметим, что некоторые виды резервов, которые предусмотрены бухгалтерским учетом, не затрагивают налоговый учет. Резерв по незавершенным судебным делам является оценочным обязательством наряду с прочими расходами будущих периодов, однако не создается в налоговом учете и не включается в расчет базы по налогу на прибыль.

Резерв по сомнительным долгам

В практике предпринимательства приходится бывать и в роли кредитора, и в роли заёмщика. В первом случае случаются ситуации, когда партнеры по той или иной причине не погашают задолженность вовремя либо вообще не выполняют свои финансовые обязательства. Однако, такие ситуации с финансами все равно должны достоверно отражаться в бухгалтерском и финансовом учете организации. Для этой цели и создается специальный резерв.

Особенности создания и распоряжения резерва по сомнительным долгам законодательно однозначно не регламентированы. Организации должны самостоятельно разработать соответствующие положения и закрепить их во внутренних нормативных актах. При этом нужно учитывать общепринятые особенности регламентации финансовых резервов фирмы.

Чтобы корректно отразить такой тип задолженности в балансе, создается особый тип резерва, который призван служить оценочным значением для бухучета. Это значит, что сумму задолженности в балансе нужно отражать, вычитая из нее средства, отнесенные в резерв. В содержании расходов или доходов необходимо обязательно отображать:

Для достоверного финансового отражения дебиторской задолженности организации в бухгалтерских документах создается так называемый резерв по сомнительным долгам.
Чтобы дать определение этому понятию, сначала нужно разобраться, что такое сомнительная задолженность.

Если резерв не удалось использовать до конца учетного года, который следует после того, в котором был создан резерв, то эта сумма на балансе должна быть присоединена к финансовым результатам по итогам этого года по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», кредиту 91 «Прочие доходы и расходы».

Резерв по сомнительным долгам в 2021 году

Можно выделить целый ряд причин для того, чтобы в компании создавался резерв по сомнительным долгам. Например, резерв позволяет увидеть обязательства дебиторов и реальный финансовый результат в бухотчетности, а также позволяет оценить возможные убытки, возникающие в результате долга. Поэтому, если в компании возникают сомнительные долги, то обязательно должен создаваться резерв. Это касается даже тех компаний, которые ведут бухучет в упрощенном виде. Читайте также статью ⇒ СПИСАНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ДОЛЖНИКА

Произошедшее изменение является выгодным для организаций в тех случаях, когда срок возникновения задолженности на конец года равен 45-90 дней, а за первый квартал текущего года более 90 дней. Долг в этом случае, включенный в резерв по итогам 1-го квартала в два раза больше долга, включенного в резерв по итогам года. Читайте также статью ⇒ КАК ПРОВЕСТИ ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ – ПОШАГОВЫЙ АЛГОРИТМ В 2021 ГОДУ

Сомнительным долгом может являться дебиторская задолженность по следующим счетам 60, 62, 76, а также задолженность по выданному займу, субсчет 58.3. Если срок заложенности составляет 45-90 дней, то ее включают в резерв в размере 50%. 100% долга относят в резерв только в том случае, если срок возникновения задолженности составляет более 90 дней.

  1. Этап 1: Определение платежеспособности должника. Для начала определяется насколько должник платежеспособен. Для этого собирается вся информацию о должнике, проводится анализ данной информации, а затем самостоятельно принимается решение о его платежеспособности.
  2. Этап 2: Определение критериев неплатежеспособности. На втором этапе определяются критерии неплатежеспособности, которые прописываются в учетной политике. Это можно сделать следующим образом: «При оценке дебиторской задолженности на предмет создания резерва по сомнительным долгам учитывать срок задолженности, а также сумму долга».
  3. Этап 3: Формирование резерва. Резерв формируют руководствуясь ПБУ 21/2008, п.2, п.3.
  4. Этап 4: Отражение в бухучете соответствующими проводками формирование резерва.
  5. Этап 5: Списание безнадежной задолженности, руководствуясь ПБУ п.77
  6. Этап 6: Оформление приказа. Факт создания резерва сопровождается оформлением приказа.

С 2017 года произошли некоторые изменения в формировании резерва. Например, когда задолженность имеет встречный характер (дебитор должен компании, а компания имеет обязательство перед данным дебитором), то сомнительной признают ту часть долга, которая превышает обязательство. Прежде компании могли включать в резерв всю задолженность. Но на сегодняшний день это четко регламентируется налоговым законодательством (266 НК РФ). Причем необходимо учитывать, что впервые данное нововведение компании могли применить только по итогам 1-го квартала 2017 года. Резервы 2016 года следует учитывать также как это предусмотрено в НК РФ в прежней редакции.

Резервы сомнительных долгов создаются по любой дебиторской задолженности, признаваемой организацией сомнительной (не только по задолженности покупателей и заказчиков за продукцию, товары, работы и услуги). В то же время если в отношении просроченной дебиторской задолженности на отчетную дату имеется уверенность в погашении, то резерв по данному долгу не создается (Письмо Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01).

  • задолженность покупателей,
  • заказчиков,
  • поставщиков,
  • подрядчиков,
  • прочих должников,
  • задолженность учредителей,
  • работников по оплате труда,
  • по подотчетным суммам.
Вас может заинтересовать ::  Приватизация собственности в россии на 2021 год

То есть это та задолженность, которая присутствует на счетах 62, 60, 68, 69, 71, 73, 75, 76. Сомнительным долгом может признаваться задолженность заемщика по выданному вами займу, отраженная на субсчете 58-03 «Предоставленные займы» (Приложение к Письму Минфина от 22.01.2016 N 07-04-09/2355).

В учетной политике по бухгалтерскому учету не стоит прописывать, что организация создает или не создает резерв по сомнительным долгам. Но организации необходимо утвердить порядок определения суммы резерва в своей учетной политике, так как в нормативных документах по бухгалтерскому учету процесс оценки возможности погашения долга не прописан.

Кроме того, отражается не предъявленная к оплате начисленная выручка по договорам строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы (в сумме, исчисленной исходя из договорной стоимости или из размера фактически понесенных расходов, которые за отчетный период считаются возможными к возмещению) (п. п. 1, 2, 17, 23 Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н, Приложение к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).

Сомнительным признается долг перед вашей организацией, который с высокой вероятностью не будет погашен полностью или частично (п. 70 Положения по бухучету N 34н, Письма Минфина от 27.05.2016 N 03-03-06/1/30504, от 14.01.2015 N 07-01-06/188, от 27.01.2012 N 07-02-18/01). Это может быть либо нарушение должником срока оплаты, либо Вы получили информацию о финансовых проблемах Вашего должника.

Создавать резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете при наличии сомнительной дебиторской задолженности обязаны все организации (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н). Величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением (п. 3 ПБУ 21/2008).

Малые предприятия в бухгалтерском учете создают резервы по сомнительным долгам в общеустановленном порядке, т. е. вне зависимости от того, имеет ли организация право на упрощенный бухгалтерский учет и упрощенную бухгалтерскую отчетность. В налоговом учете организация, применяющая общую систему налогообложения (ОСН), может создавать резервы по сомнительным долгам при условии, что она применяет метод начисления. Но это является правом, а не обязанностью организации.

В налоговом учете создавать резервы по сомнительным долгам могут только организации на общей системе налогообложения (ОСН), применяющие метод начисления (пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ). Причем создание резерва является правом, а не обязанностью организации (п. 3 ст. 266 НК РФ). В учетной политике необходимо закрепить, создавать резерв или нет.

Резервы по сомнительным долгам: формирование в бухгалтерском учете

Порядок создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете законодательно не закреплен. Поэтому организация разрабатывает способ создания резерва самостоятельно. Например, создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возможно воспользовавшись способом, предложенным в налоговом учете, а именно в пункте 74 статьи 266 Налогового кодекса. Или, как вариант, включить всю сумму выявленного долга в резерв.

Сомнительная дебиторская задолженность организации — это задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Обратите внимание на пункт 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н: величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Например, если организация в совокупности выявила дебиторскую задолженность по нескольким контрагентам, то создать резерв следует по каждому. То есть, обязательно ведение аналитического учета.

Согласно п.70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам. Проводка в данном случае будут следующей:

Если организация в налоговом учете отказывается от создания резерва, то при создании резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возникнет постоянная налогооблагаемая разница. Соответственно, согласно п.7 ПБУ 18/02, в бухгалтерском учете следует признать постоянное налоговое обязательство, сделав запись:

Но обстоятельства, указывающие на безнадежность долга, нуждаются в комплексной оценке. Например, прекращение основного обязательства вследствие исключения из ЕГРЮЛ должника по этому обязательству не прекращает поручительство, если кредитором были заявлены соответствующие требования к поручителю (статья 367 ГК РФ). То есть, в рассматриваемой ситуации задолженность еще не является безнадежной.

При этом размер сомнительного долга определяется с учетом суммы НДС (письмо Минфина России от 24.07.2013 № 03-03-06/1/29315). В Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.11.2005 № 6602/05 также сказано, что сумма предъявленного покупателю НДС отражается в составе дебиторской задолженности по результатам инвентаризации.

При проверках налоговых периодов до 2017 года не исключено, что налоговый орган потребует уменьшить сомнительный долг на сумму кредиторской задолженности. Эта позиция основывается на возможности погашения долга или его части зачетом встречных однородных требований в соответствии со статьей 410 ГК РФ (письмо ФНС России от 16.01.2012 № ЕД-4-3/269@).

Когда вероятность его получения фактически невозможна. Безнадежный долг еще называется долгом, нереальным к взысканию (пункт 2 статьи 266 НК РФ). Это долг, по которому истек установленный срок исковой давности. Или долг, по которому в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено:

Для признания долга безнадежным достаточно наличия одного из указанных в пункте 2 статьи 266 НК РФ оснований. Так, при наличии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, нет необходимости дожидаться ликвидации должника.

Резервы сомнительных долгов: бухгалтерский и налоговый учет

В бухгалтерском учете резервы сомнительных долгов являются оценочными резервами. Эти резервы формируются на конец отчетного периода с целью доведения стоимости активов, представленных в бухгалтерском балансе, до их текущей (реальной) стоимости. На суммы образованных резервов уменьшается отраженная в бухгалтерской отчетности дебиторская задолженность.

Вас может заинтересовать ::  Алименты после 18 лет если ребенок учится 2021 на дневном отделении

Согласно бухгалтерской учетной политике организации резерв сомнительных долгов создается по результатам годовой инвентаризации на основании протокола инвентаризационной комиссии, утвержденного руководителем организации. В протоколе члены комиссии принимают решение о признании просроченной задолженности сомнительной.

Обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.).

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

Приказом Минфина РФ от 30.05.2018 №124 утвержден СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» (далее СГС «Резервы»). Данный стандарт регламентирует работу с резервами предстоящих расходов учреждений государственного сектора начиная с 01.01.2020.

Выбирая способы и методики, по которым будет рассчитываться резерв сомнительных долгов, предпринимателю следует принимать во внимание специфику деятельности и особенности учета своей компании. Кроме этого, необходимо учитывать, какое влияние будет оказывать РСД на основные показатели бухгалтерской и налоговой отчетности. Выбранные методы должны быть отображены в учетной политике организации. Например, для экспертного способа потребуется четко установить критерии оценки материального состояния компаний-дебиторов, а для интервального – объем процентов, которые будут отчисляться в резерв.

  1. Интервальный – сумма регулярных отчислений в РСД рассчитывается бухгалтером с определенной периодичностью (один раз в месяц или квартал). При расчетах определяют процент от общего объема задолженности, с учетом сроков ее существования.
  2. Экспертный – на основании анализа поведения и материального состояния должника экономисты компании определяют, какую часть из общего объема имеющихся у него сомнительных долгов он сможет погасить в срок. В этом случае РСД по данному должнику определяется как разница между имеющимся долгом и планируемой суммой погашения.
  3. Статистический – проводится анализ имеющихся у юрлица ДЗ по каждому виду за последние несколько лет. На основании анализа определяется среднегодовая сумма дебиторок компании. Именно в ее размере и формируется резервный фонд.

По долгам ИП Гаврилова И. И. и ООО «Глобэкс» резервы не создаются, так как в 1-м случае задолженность не является просроченной, а во 2-м просрочена, но обеспечена залогом. Не создается резерв и по долгу ИП Кошкиной К. К., так как продолжительность неисполнения обязательств не достигла 45 дней.

  • позволит снизить разницу между НУ и БУ расходов (доходов) по резервам;
  • не надо тратить время на поиск собственного алгоритма подсчета сумм резервов;
  • не нужно доказывать проверяющим, что собственная методика удовлетворяет требованиям в абз. 3 п. 70 приказа № 34н.
  1. Создание резерва по сомнительным долгам – обязанность организации согласно п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н
  2. Резерв формируется по любой дебиторской задолженности, отнесенной к сомнительной. При этом сомнительной можно признать и ту задолженность, по которой срок погашения еще не наступил.

Обязанности создавать резерв у налогоплательщика нет. Но стоит помнить — чтобы воспользоваться правом на резервирование, организация в обязательном порядке должна применять ОСНО и метод начисления. Не создают резервы фирмы, применяющие кассовый метод и УСН.

У организаций с каждым годом остается все меньше возможностей безрисковой оптимизации налога на прибыль, но законные способы сэкономить еще остались. Сегодня мы поговорим об одном из таких способов снижения налога — создании резерва по сомнительным долгам.

Кроме разобранных в таблице популярных вопросов о резервах нельзя оставить без внимания тему встречного обязательства перед контрагентом. Сомнительной задолженностью в этом случае признается сумма дебиторской задолженности, которая превышает кредиторскую.

Рекомендация Р-108/2019 — КпР «Резерв сомнительных долгов»

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. В соответствии с ч. 3 указанной статьи при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

В соответствии с пунктом 3 ПБУ 21/2008 величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением. В соответствии с пунктом 2 ПБУ 21/2008 изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

4. При оценке величины резерва сомнительных долгов принимаются в расчет факторы и обстоятельства, влияющие на вероятность погашения задолженности в полной сумме в установленный договором срок. Такими факторами и обстоятельствами, в частности, могут являться:

В соответствии с параграфом 5.5.18 IFRS 9 при оценке ожидаемых кредитных убытков организация не должна обязательно идентифицировать все возможные сценарии. Однако она должна принять во внимание риск или вероятность возникновения кредитного убытка путем отражения возможности возникновения кредитного убытка и возможности невозникновения кредитного убытка, даже если возможность возникновения кредитного убытка очень мала.

В соответствии с ч. 1 ст.30 402‑ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченным федеральным органом и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона.

Резерв по сомнительным долгам: порядок создания и расчет отчислений

Под сомнительным долгом понимается задолженность, возникшая при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), не погашенная в предусмотренный договором срок и не обеспеченная залогом, поручительством, банковской гарантией. То есть, если имеется залог или поручительство, то по такой задолженности нельзя создать резерв, даже если поручитель является банкротом (письма Минфина России от 10.07.2015 № 03-03-06/39756, от 14.01.2013 № 03-03-06/1/7).

С 2017 года прямая норма НК РФ устанавливает включать в резерв только часть задолженности, которая не покрыта встречным долгом этого же контрагента. То есть если у компании есть встречное обязательство перед контрагентом-должником, то сомнительным долгом считается только та сумма, которая превышает величину этого обязательства. При этом уменьшение таких долгов на кредиторку хозсубъекта осуществляется начиная с первой по времени возникновения задолженности (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Следует отметить, что при создании резерва по сомнительным долгам организация не должна учитывать те суммы дебиторской задолженности, которые возникли в период применения системы налогообложения, отличной от общей, например ЕНВД (письмо Минфина России от 21.12.2012 № 03-11-06/3/90).

Вас может заинтересовать ::  Льготы малоимущим семьям в 2021 году в москве

Шаг 1. На последнее число отчетного (налогового) периода провести инвентаризацию дебиторской задолженности. Результаты инвентаризации оформить актом по форме, разработанной организацией самостоятельно с учетом положений ст. 9 закона № 402-ФЗ, либо с использованием унифицированной формы ИНВ-17, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.

где В – для резерва по итогам налогового периода — сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученная по итогам налогового периода; для резерва, который формируют по итогам отчетного периода, – наибольшая величина из сумм: выручка за прошлый год или за текущий отчетный период;

б) каждый член рабочей комиссии рассматривает указанный комплект документов в течение пяти дней с даты поступления. Результаты рассмотрения оформляются протоколом заседания рабочей комиссии с приложением таблицы с указанием филиалов ОАО «РЖД», контрагентов, предмета договора, статьи задолженности (в соответствии с разделом «Резерв по сомнительным долгам» формы «Приложение (пояснения) к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках») и суммы создаваемого резерва;

а) филиал ОАО «РЖД» и подразделения аппарата управления ОАО «РЖД», ответственные за расчеты с контрагентами, представляют заявку и комплект документов, необходимый для создания резерва по сомнительным долгам, согласно приложению N 2 в постоянно действующую рабочую комиссию по списанию дебиторской и кредиторской задолженности, созданную распоряжением ОАО «РЖД» от 13 июня 2006 г. N 1182р (далее — рабочая комиссия), не позднее 15 мая (при формировании отчетности за первое полугодие) и не позднее 10 декабря (при формировании годовой отчетности).

в) на основании указанного протокола оформляется распоряжение ОАО «РЖД» о создании резерва по сомнительным долгам за подписью старшего вице-президента, в ведении которого находятся вопросы финансово-экономического блока, с приложением таблицы с указанием филиалов ОАО «РЖД» и сумм создаваемого резерва.

3. Руководителям филиалов ОАО «РЖД» при принятии решения о создании резерва по сомнительным долгам, а также при подготовке заявок на его создание обеспечить соблюдение учетной политики ОАО «РЖД» и критериев признания дебиторской задолженности сомнительной согласно приложению N 1.

  • наличие документа органа исполнительной или судебной власти, информирующего о неудовлетворительном финансовом положении, возможном банкротстве, реорганизации должника или об иных факторах, препятствующих своевременному исполнению должником своих обязательств;
  • наличие документа компетентного органа, подтверждающего форс-мажорные обстоятельства, возникшие вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, связанные с существенными изменениями национальных или местных экономических и политических условий, стихийными явлениями (военными действиями, политическими волнениями, финансово-экономической нестабильностью (кризисом), пожарами, наводнениями и т.п.), препятствующими своевременному исполнению должником своих обязательств;
  • задолженность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и внебюджетных фондов, возникшая в связи с государственным регулированием цен и тарифов, источник финансирования которой по состоянию на дату принятия решения о создании резерва не предусмотрен в соответствующих бюджетах этих органов, а также задолженность иных дебиторов, погашение которой напрямую или опосредованно зависит от исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и внебюджетными фондами обязательств по компенсации выпадающих от регулирования цен и тарифов доходов ввиду отсутствия в их бюджетах соответствующих лимитов (средств);
  • задолженность со сроком возникновения более двенадцати месяцев, не погашенная в сроки, установленные договором, не обеспеченная залогом, поручительством, банковской гарантией, а также не подлежащая реструктуризации (оплате) в течение ближайшего отчетного года.

Резерв сомнительных долгов

В соответствии с п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н, отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета, в том числе резервы по сомнительным долгам, признаются прочими расходами.

Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет резерва, считаются убытками, приравниваемыми к внереализационным расходам.

Так же, как и в бухгалтерском учете, при формировании резерва по сомнительным долгам налогоплательщик вправе учесть сумму сомнительной задолженности в размерах, предъявленных продавцом покупателю, включая сумму НДС (письмо Минфина РФ от 03.08.2010 г. № 03-03-06/1/517).

В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Согласно п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета… если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

Бухучет активов, обязательств и хозяйственных операций в России ведут в рублях. Поэтому создавать и менять величину резерва по сомнительным долгам также следует в рублях. Никаких исключений тут не предусмотрено (п. 2 ст. 12 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

  • не погашенную или имеющую высокую вероятность неоплаты в сроки, установленные в договоре, и не обеспеченную гарантиями (п. 70 ПБУ о бухучете и бухотчетности, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н);
  • не погашенную в сроки, установленные в договоре, и не имеющую обеспечений в виде залога, поручительства, банковской гарантии (п. 1 ст. 266 НК РФ).
  1. Задолженность, учтенная в резерве, признана безнадежной: Дт 63 Кт 62 (76) — на зарезервированную сумму долга.
  2. Задолженность, учтенная в резерве, оплачена: Дт 63 Кт 91 — на сумму платежа.
  3. На конец года, идущего за годом формирования резерва, осталась его неиспользованная часть: Дт 63 Кт 91 — на сумму неиспользованного резерва.
  • создаются по результатам инвентаризации задолженности и могут быть образованы по итогам как отчетного, так и налогового периода, в котором произошло их выявление;
  • формируются раздельно по каждому из сомнительных долгов;
  • влияют на финрезультат при всех операциях с ним.
  • позволит снизить разницу между НУ и БУ расходов (доходов) по резервам;
  • не надо тратить время на поиск собственного алгоритма подсчета сумм резервов;
  • не нужно доказывать проверяющим, что собственная методика удовлетворяет требованиям в абз. 3 п. 70 приказа № 34н.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector