Используя текст конституции рф приведите по одному примеру конституционно правовых норм запрещающие

Здравствуйте. Обязывающие нормы — при приеме на работу в государственное учреждение администрация обязана издать приказ, при получении жалобы гражданина орган управления (должностное лицо) обязан рассмотреть ее в течение тридцати дней;

Уполномочивающими (дозволительными) нормами являются, например, ст. Закона «О полиции», где подробно определены виды дозволенных действий полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей, условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Запрещающие – содержат юридически властное предписание, предусматривающее запрет на совершение определенного вида действий.
В качестве примера можно предложить нормы особенной части КоАП, поскольку каждая подобная норма предусматривает состав конкретного административного правонарушения совершение которого возбраняется.

К исчерпавшим себя по времени действия относятся и нормы конституционного права, содержащиеся в нормативных актах, которые принимаются как временные правовые акты – на период, пока будет подготовлен и принят постоянно действующий нормативный акт, пока будет осуществлено основное правовое регулирование. О временном характере подобного рода актов указывается в их тексте. Так, в РФ довольно долго действовали три акта о государственных символах (атрибутах): Положение о государственном гербе (от 30 ноября 1993 г.); Положение о государственном флаге РФ (от 11 декабря 1993 г.) и Положение о Государственном гимне (от 11 декабря 1993 г.) – утвержденные Указом Президента РФ, где говорилось, что названные Положения действуют до вступления в силу соответствующих законов. 25 декабря 2002 г. приняты три федеральных конституционных закона «О государственном флаге РФ», «О государственном гербе РФ», «О государственном гимне РФ», в связи с чем действие указанных выше Положений исчерпано.

Под императивными нормами понимаются те, в которых правила поведения сформулированы повелительно, однозначно, безальтернативно. Под диспозитивными же подразумевают нормы, которые содержат возможность выбора того или иного варианта поведения.

По территориальным масштабам их действия можно выделить такие разновидности норм конституционного права: а) общефедеральные; б) действующие на территории отдельного субъекта РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа); в) локальные (действующие в масштабе отдельно взятого муниципального образования).

· конкретно-регулятивные:в них прямо указывается конкретное право, или обязанность, или запрет на определенный вид поведения. Например, в ч. 1 ст. 78 Конституции РФ записано:»Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц». К конкретно-регулятивным относятся все конституционно-правовые нормы, которые в своей диспозиции содержат указания на субъективные юридические права и обязанности.

· исходные (базовые) нормы: чаще содержатся в Конституции и регулируют отправные, основополагающие общественные отношения. К этому виду правовых норм относятся нормы-начала, или базовые нормы, закрепляющие основы гражданского общества и государственного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, служащие исходным началом для других отраслей права. Исходной нормой можно, например, считать норму, закрепленную в ч. 1 ст. 80 Конституции РФ, которая гласит: «Президент РФ является главой государства». Эта норма лежит в основе других норм, определяющих правовой статус Президента РФ.

· обязывающие:относится норма, диспозиция которой закреплена, например, в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы».

Примеры запрещающих норм:
-«Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой национальной и религиозной розни» (ст. 13 Конституции РФ) .
-«Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. » (ст. 21 Конституции РФ) ;
-«Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд» (ст. 81 Конституции РФ»;
-«Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации» (ст. 109 Конституции РФ) ;
-«. Создание чрезвычайных судов не допускается» (ст. 118 Конституции РФ) .

Вас может заинтересовать ::  Выплаты при усыновлении ребенка в 2021 году в москве

Вот примеры разрешающих норм:
-«Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» (ст. 32 Конституции РФ) ;
-«Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность» (ст. 49 Конституции РФ).

б) в политической партии должно состоять не менее 500 членов политической партии с учетом требований, которые предусмотрены п. 6 статьи 23 Федерального закона «О политических партиях». Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях;

Органы местного самоуправления как субъекты конституционно-правовых отношений также характеризуются собственной компетенцией, организационно выделены из системы органов государственной власти и призваны способствовать населению в решении вопросов местного значения.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2013 г.)). Виды общественных объединений:

не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (глава 2, статья 29, п. 2);

деятельность организаций, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (глава 1, статья 13, п. 5);

Что ж, положа одну руку на сердце, а другую на Конституцию, мы расскажем вам, что главный документ нашего государства прямо или косвенно запрещает его жителям. Прочитав этот материал вы точно многому удивитесь.

Вместе с тем гражданское право призвано оставаться основной, первородной “обителью” частного права, носителем его сути и ценностей (выраженных прежде всего в началах гражданского законодательства), средоточием основных гражданско-правовых идей и конструкций.

24. В тексте указано, что конституционное право устанавливает соотношение национального и международного права. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три объяснения того, почему необходимо специально регулировать это соотношение.

Вместе с тем важно подчеркнуть, что право имеет и собственную ценность, которая в демократическом обществе приобретает доминирующее значение. Эта собственная ценность даёт о себе знать и в сугубо “регулятивном плане”. В том, что право способно “воспроизводить” данную социальную систему, вносить в неё нормативные начала.

Ст. 8 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» определяет, что кандидат на должность судьи КС РФ не должен быть моложе 40 лет. С одной стороны, законом установлены некие рамки, с другой стороны, внутри них субъект правоотношений волен в своем выборе.

Конституционное право регламентирует основы государственного устройства, порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности для того, чтобы обеспечить соблюдение прав человека.

Что такое конституционно-правовые нормы

  1. Гражданин России не может быть лишен своего гражданства — ст. 6.
  2. Запрещены создание и деятельность общественных объединений, декларирующих насильственное изменение конституционного строя, территориальной целостности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни — ст. 13.
  3. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни человека без его согласия не допускаются — ст. 24.

Кроме непосредственного установления прав и свобод, статьи 17, 55 и 56 Конституции РФ содержат важнейшие ограничительные нормы, из которых обратим внимание на норму ч. 3 ст. 55. Хотя там и говорится об ограничении прав и свобод, на самом деле это положение обеспечивает их защиту. Именно на этой норме и основывается все российское законодательство (например, благодаря ей существует УК РФ). При этом, исходя из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, нельзя создать некий гипотетический закон, запрещающий любоваться голубым небом, поскольку невозможно указать, чьи права и законные интересы такие действия будут нарушать. Под действие данной рамочной нормы могут попасть все без исключения права и свободы. Она является как бы оговоркой для всех иных законодательных норм, устанавливающих права и свободы.

Вас может заинтересовать ::  Сколько стипендия у студентов 2021

Часть 1 ст. 21: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления»; ч. 2: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».

Приведем примеры конституционных запретов. Согласно ст. 6 «гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения» (ч. 1); «гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (ч. 3).

Норма права (т.е. правило, исходящее от государства) должна быть каким-то образом выражена, сформулирована. Она существует в том пиле который позволяет мам узнать об этой норме. Она доводится до нашего сознания в определенной форме. Следовательно, необходимо различать понятие «нормы» и ту форму, в которой она существует. И здесь мы подошли к вопросу об источниках права.

Норма может исходить от законодателя. Законодателем является парламент страны — орган, принимающий законы (в России это Федеральное Собрание). Все нормы, содержащиеся в этих законах, составляют группу законодательных норм. Норма может исходить от исполнительной ветви власти (в большинстве стран, в том числе в России, это — Правительство, министерства, ведомства). Все нормы, которые содержатся в актах, исходящих от органов исполнительной власти, принято называть подзаконными нормами.

В управомочивающих нормах применяется «обратная логика»: если законодатель сформулировал в норме чье-то право, то одновременно с этим у кого-то рождается и встречная обязанность. Эта обязанность сформулирована как бы «за кадром» нормы. Так, если граждан получает право избирать и быть избранным, государство тем самым одновременно приобретает обязанность обеспечить это право. Если у обвиняемого есть право не доказывать свою невиновность, то государство, суд, наоборот, несут обязанность не требовать доказательств невиновности, а доказать вину.

3. Перечислите различные классификации Конституций и приведите примеры на каждый вид: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Представьте, что в Государственную Думу внесен проект закона РФ о поправке к Конституции, который предлагает одновременно изменения и дополнения в разные статьи глав 3-8 Конституции (в части полномочий Президента РФ, Государственная Дума РФ, местного самоуправления и т.д.).

2. В Конституции РФ найдите нормы, детально регулирующие конституционно – правовые отношения, а также нормы общего регулирования, которые затем получают свое развитие в правовых актах других отраслей права.

Получается, что мы видим в формулировке нормы «больше, чем там действительно и прямо написано»: прописано право, а мы видим также и обязанность; прописана обязанность — мы видим также и право. Мы начинаем более глубоко понимать волю законодателя.

В управомочивающих нормах применяется «обратная логика»: если законодатель сформулировал в норме чье-то право, то одновременно с этим у кого-то рождается и встречная обязанность. Эта обязанность сформулирована как бы «за кадром» нормы.

Так, если граждан получает право избирать и быть избранным, государство тем самым одновременно приобретает обязанность обеспечить это право. Если у обвиняемого есть право не доказывать свою невиновность, то государство, суд, наоборот, несут обязанность не требовать доказательств невиновности, а доказать вину.

Вас может заинтересовать ::  Сколько платят алименты безработные в 2021 году в россии

Внутри этих крупных группировок норм в свою очередь выделяются взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре конституционно-правовых институтов. И здесь важно установить все эти взаимосвязи, определить место данных конституционно-правовых норм в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений.

Классификация и виды конституционно-правовых норм

Сказанное, однако, не исключает, что в реализации материальных конституционно-правовых норм используются процессуальные формы, свойственные традиционным процессуальным отраслям. Так, деятельность Конституционного Суда РФ осуществляется в форме конституционного судопроизводства, в котором обеспечивается соблюдение всех конституционных принципов судопроизводства.

Следует, однако, учесть, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым в пределах предметов ведения, по которым субъекты обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ), действует нормативный правовой акт субъекта. От уровня юридической силы конституционно-правовой нормы зависит та правовая база, исходя из которой формулируется содержание данной нормы. От этого же зависят и порядок отмены нормы, ее взаимодействие с другими нормами, их соотношение.

· специфика норм конституционного права обусловлена предметом правового регулирования. Нормы конституционного права регулируют основополагающие в государстве отношения, связанные с формой правления, системой организации органов государственной власти и территориально-политическим устройством государства, правовым статусом человека и гражданина.

· диспозитивные — во-первых, норма дает несколько вариантов ее реализации (например, поступивший из Государственной Думы федеральный закон Совет Федерации может одобрить или не одобрить; если Совет Федерации не одобрил закон, Дума может согласиться с его мнением, а может преодолеть вето Совета Федерации и принять закон в своей редакции, но уже не простым большинством, а двумя третями голосов от общего числа депутатов); во-вторых, норма может возложить одно и то же полномочие на несколько субъектов конституционного права (к примеру, ст. 104 Конституции РФ называет широкий круг субъектов права законодательной инициативы; согласно Федеральному конституционному закону от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» кандидатуры на пост судьи Конституционного Суда могут предлагать Президенту РФ члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные собрания субъектов РФ, высшие судебные органы и федеральные юридические ведомства, всероссийские юридические сообщества, юридические научные и учебные заведения); в-третьих, норма оставляет на усмотрение адресата, осуществлять определённое полномочие или отказаться от его осуществления (в приведенных примерах это хорошо видно, в частности, в последнем случае, получив предложения о кандидатурах на пост судьи Конституционного Суда, Президент по своему усмотрению решает, принять ли ему во внимание предложенные кандидатуры);

6) По характеру регулятивного воздействия. Этот квалификационный признак весьма распространен в праве и связан со спецификой влияния правовых норм на общественные отношения и их субъекты. Конституционное право использует методы дозволений, предписаний и запретов в регламентации общественных отношений. Соответственно в конституционном праве можно выделить:

Нормы конституционного права подразделяют на группировки, то есть классифицирую. Данная классификация может производиться по разнообразным критериям, признакам. В юридической науке есть множество подобных критериев. Зависимо от объекта правового урегулирования нормы конституционного права подразделяются на такие группировки:

Готовые работы на аналогичную тему

Конституционно-правовые нормы могут объединяться в правовые институты по признакам урегулирования однородных и взаимно связанных общественных отношений, которые имеют относительную обособленность. Такими представляются институт гражданства, институт избирательного права и пр.

Принципы конституции

Нормы конституционного права обладают своими характерными особенностями. Отличаясь от правовых норм иных отраслей, как правило, имеющих гипотезу, диспозицию и санкцию в нормах конституционного права формируется, как правило, только гипотеза и диспозиция, а санкции устанавливаются в актах других отраслей права: административного, уголовное и т. п.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector