Свалки на землях лесного фонда

Комитет по природопользованию и экологии

Юрий Шуваев отметил тенденцию ухудшения санитарного состояния лесов. Все мы с вами видим, что происходит сейчас на опушках леса, вдоль дорог, по берегам рек и водоемов. В современном быте у населения мире образовывается множество отходов, в том числе твердые бытовые – банки, стекло, упаковка, а также лом бытовой техники, осветительных приборов, строительный мусор, которые необходимо перерабатывать и утилизировать. Сами по себе выброшенные твердые бытовые отходы (пластик, электроника, пластмасса, стеклобой) не исчезнут. Необходимо, с одной стороны, безотлагательно укрепить администрирование, правоприменительную практику, повысить ответственность муниципальных, коммунальных служб, обеспечивающих организацию, сбор, сортировку, переработку и утилизацию твердых бытовых отходов.

На круглом столе «Нормативно-правовые и организационные меры по предотвращению размещения и хранения твердых бытовых отходов на землях лесного фонда», организованном Комиссией по развитию реального сектора экономики Общественной палаты Российской Федерации, эксперты обсудили проблему несанкционированных свалок твердых бытовых отходов.

Заместитель начальника Управления охраны и защиты лесов Рослесхоза Алексей Щепин согласился с тем, что решения судов выносятся зачастую не самые логичные. Он напомнил о том, какие есть законы, регулирующие данную сферу, и стало очевидно, что проблема кроется в отсутствии у муниципалитетов средств на организацию полигонов по сбору и переработке мусора.

Зачастую, несанкционированные свалки устраивает население на землях лесного фонда, так как в большинстве муниципальных образований специальных полигонов по размещению и утилизации отходов просто нет. Отсутствуют и специализированные организации по переработке бытового мусора. Член Комиссии ОП РФ Виктор Грачев отметил, что это уже не первое обсуждение, связанное с землями лесного хозяйства: «Каждое мероприятие мы посвящаем вполне конкретным проблемам. Многие вопросы по итогам прошедших встреч решены либо находятся в процессе решения.

Генеральный директор ООО «Владимирский ЛПК» Андрей Чусовский, ставший одним из инициаторов этого мероприятия, рассказал о прецеденте, когда жители одного из поселков отказались платить за вывоз мусора, и там образовалась свалка. За ликвидацию свалки должны отвечать органы местного самоуправления, однако суд освободил их от этой обязанности, возложив ее на арендаторов лесных участков.

Разъяснение Рослесхоза; По вопросу ликвидации несанкционированных свалок мусора с учетом постановлений Конституционного Суда Российской Федерации

Порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов определены в Правилах санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 (далее — Правила). Меры санитарной безопасности в лесах согласно статье 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации и пункту 2 Правил включают в себя лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в том числе относится решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 13.10.2015 N 26-П пришел к выводу, что законодательство Российской Федерации не возлагает на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями, а также отметил, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации и относятся к санитарно-оздоровительным мероприятиям, которые осуществляются согласно статье 55 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой к санитарно-оздоровительным мероприятиям относится в том числе и очистка лесов от загрязнения, захламления и иного негативного воздействия.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Таким образом, поскольку ликвидация несанкционированных свалок, твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда не является переданным полномочием Российской Федерации в области лесных отношений, а именно не относится к охране и защите лесов и воспроизводству лесов, финансирование данных мероприятий не может осуществляться за счет средств субвенций из федерального бюджета в силу установленных бюджетным законодательством запретов.

2. Даже если скотомогильник находится на территории муниципального образования, это еще не означает, что муниципалитет должен его содержать. Это обязанность субъекта РФ, если регион не передал данные полномочия муниципалитету в порядке, установленном статьей 19 Закона № 131-ФЗ. Факт признания такого объекта бесхозяйным не порождает у муниципалитета обязанности принять его в муниципальную собственность.

Верховный суд встал на сторону администрации сельского поселения (определение от 10.06.2009 № 16-Впр09-6). Судьи указали, что скотомогильник в число объектов муниципальной собственности не входит, на балансе органа местного управления не состоит, денежные средства на его содержание не выделены.

Есть одна ситуация, в которой судьи всегда встают на сторону муниципалитета. Органы местного самоуправления не обязаны ликвидировать несанкционированные свалки на лесных участках в составе земель государственного лесного фонда на территории своего муниципалитета за счет средств местного бюджета. Эта обязанность возникает, только если местные власти были наделены государственными полномочиями. Меры по ликвидации загрязнения отходами лесных участков на территории муниципалитета, не находящихся в его собственности, должны принимать исполнительные органы государственной власти. Требовать, чтобы свалку, расположенную на землях лесного фонда, убрали местные власти, неконституционно. Эту позицию выразил Конституционный суд в постановлениях от 13.10.2015 № 26-П и от 26.04.2016 № 13-П. Отсутствие такой обязанности подтверждают и нижестоящие суды.

В законах нет однозначного ответа на вопрос, кто конкретно должен осуществлять эксплуатацию скотомогильников. В собственности субъекта РФ может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы). Это установлено подпунктом «ц» статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов…». Наличие места захоронения биологических отходов на территории муниципалитета не предполагает обращения бесхозяйного скотомогильника в муниципальную собственность.

Несанкционированные скотомогильники не соответствуют обязательным требованиям. В большинстве случаев к ним возможен доступ людей и животных. Они не запираются, создают угрозу для жизни и здоровья граждан и способны стать причиной чрезвычайной ситуации. По мнению проверяющих, муниципалитеты должны не только принимать такие объекты на учет, но и содержать их. В некоторых случаях суды удовлетворяют подобные иски.

Кто обязан убирать свалку на землях лесного фонда? Лесничество или муниципалы

С 2015 г. с Федерального агентства лесного хозяйства были сняты полномочия по выявлению и ликвидации свалок на территории земель лесного фонда. Соответствующие поправки были внесены в Лесной кодекс РФ. При этом, как отмечают эксперты Народного фронта, ни на кого другого эти функции не были возложены, так как свалки в лесах вдруг перестали представлять санитарно-эпидемиологическую опасность.

Участники проекта ОНФ «Генеральная уборка» за полтора года работы, к лету 2018 года, нанесли на интерактивную карту свалок 122 объекта только на территории Всеволожского района. И это – лишь треть от общего числа сообщений, поступивших от жителей Ленинградской области.

Вас может заинтересовать ::  Ветеран труда кемеровской обл. Как посчитать стаж

Крупную несанкционированную свалку выявили в ходе общественного мониторинга зимой 2020 года. Масштабы складирования отходов стали понятны только с приходом весны. Свалка представляет собой десятки отработанных автошин, навалы строительного мусора и твердых коммунальных отходов, присутствует неприятный запах. Возле свалки были обнаружены недавние следы шин.

Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Когда Вы всё это посчитаете, то увидите, что эта работа абсолютно не организована органами местного самоуправления даже по формальным признакам. И это только бытовые отходы. Допустим, на одну десятую часть отходов они Вам, может, и покажут документы, а куда населению девять десятых отходов девать? Естественно в леса, овраги, балки, вдоль дорог, беседок, в реки и озёра.

Кроме того, статьей 6 Федерального закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) определены полномочия субъектов РФ в области обращения с отходами, к которым также относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.

В соответствии со статьей 78 Федерального закона N 7-ФЗ на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

В соответствии со статьей 83 ЛК РФ полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) являются полномочиями, переданными для исполнения органам исполнительной власти субъектов РФ. Согласно статье 80.2 Федерального закона N 7-ФЗ организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Правилами организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 542 (далее — Правила), определено, что организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее — объекты), осуществляют органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

О тмечается, что статьей 60.12 Лесного кодекса РФ (далее — ЛК РФ) установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с ЛК РФ, Федеральным законом N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон N 7-ФЗ) и другими федеральными законами.

В письме говорится, что средства, поступающие в регионы из федерального бюджета в качестве субвенций на осуществление полномочий по управлению лесами, нельзя тратить на ликвидацию и рекультивацию несанкционированных свалок отходов. При этом субъект не имеет права расходовать средства на финансирование природоохранных мероприятий на федеральных землях.

Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Роман Полшведкин в письме, направленном в адрес председателя Комитета по природным ресурсам Госдумы Николаю Николаеву, указал на пробел в законодательстве в части ликвидации несанкционированных свалок на территории лесного фонда.

Второй вариант подразумевает разработку Минприроды России единого алгоритма ликвидации и рекультивации таких объектов. Однако потребуется определить источники финансирования. Если лесная несанкционированная свалка находится далеко от объектов размещения отходов (полигонов), то ее экономически целесообразно рекультивировать. Если расположение свалки позволяет ее ликвидировать, то такие отходы нужно вывозить на зарегистрированный в ГРОРО объект размещения отходов.

Свалки на землях лесного фонда

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 29 апр — РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ, рассмотрев жалобу муниципального образования «Нерюнгринский район» (Республика Саха), постановил признать, что органы местного самоуправления не обязаны заниматься ликвидацией несанкционированных свалок на землях лесного фонда, расположенных на их территориях, сообщили в пятницу РАПСИ в суде.

Соответствующее постановление стало результатом проверки конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Как сообщает КС, поводом к рассмотрению этого дела явилась жалоба администрации муниципального образования «Нерюнгринский район».

В результате, муниципалы, считая, что обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов с земельного участка, относящегося к землям лесного фонда и находящегося в федеральной собственности, должна быть возложена на государственное казенное учреждение Республики Саха «Нерюнгринское лесничество», обратились в КС РФ.

Как следует из материалов дела, вышеупомянутые нормы относят к вопросам местного значения городского поселения организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района – организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. 12 сентября 2014 года решением Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) по иску прокурора города Нерюнгри, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха от 17 ноября 2014 года, на администрацию муниципального образования «Нерюнгринский район» была возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов на участке земель лесного фонда, расположенных на территории данного муниципального района.

Также, как указал КС РФ, в Лесном кодексе России прописан порядок использования и охраны лесного фонда, в рамках которого на органы местного самоуправления возложены полномочия по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) лишь на тех лесных участках, которые находятся в муниципальной собственности.

Работая на опережение ситуации, Департамент учел опыт работы «Народного фронта», который в рамках проекта «Генеральная уборка» создал интерактивную карту несанкционированных свалок. В области была проведена работа по выявлению свалок на территории лесного фонда. Сегодня сформирован перечень, в который вошли все обнаруженные в ходе рейдовой работы свалки, а также неузаконенные действующие муниципальные свалки (полигоны), расположенные на землях лесного фонда. Перечень насчитывает 345 свалок. Наибольшее число свалок твердых коммунальных отходов зарегистрировано в границах Березовского, Билимбаевского, Невьянского, Нижне-Тагильского, Режевского, Свердловского и Сысертского лесничеств – это территории вблизи крупных населенных пунктов.

Здесь надо отметить, что транспортировка и утилизация отходов требуют наличия лицензии, спецтехники и оборудования, которыми Департамент и подведомственные учреждения Департамента (лесничества и авиабаза) не располагают. Требуется немалое время для поиска специализированных подрядных организаций, силами которых свалки будут убраны и вывезены на полигоны ТБО.

В заключении хочу сказать, что наметилась еще одна положительная тенденция. По искам прокуратуры 2016 года судами на Департамент возложена обязанность по ликвидации 7 свалок , при этом в двух случаях суд обязывает Рослесхоз профинансировать эти работы. То есть, у нас должны появиться законные, а не изысканные средства на проведение работ.

Со своей стороны Департамент готов оказать содействие органам местного самоуправления в организации работы по переводу земель лесного фонда в земли иных категорий для размещения полигонов коммунальных отходов. Знаю, что работа по проектированию и оформлению полигона в соответствии со всеми требованиями – долгий и трудоемкий путь. Но это необходимо. Возможно, что муниципалитетам надо объединяться, чтобы выходить на законодательный уровень для упрощения процедуры оформления полигонов. Бездействовать и ждать уже нельзя.

В 2017 году Департаменту из федерального бюджета было выделено чуть более 7 миллионов рублей на проведение прочих санитарно-оздоровительных мероприятий. На основании соответствующих решений судов, было принято решение направить эти деньги на уборку свалок. Государственное задание на выполнение этих работ было доведено до подведомственного Департаменту учреждения – Уральской базы авиационной охраны лесов.

Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором. пункт 18 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641»

Согласно подпункта 18 пункта 1 статьи 14 и пунктом 4 статьи 14 закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения и муниципальных районов относится вопрос участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений. часть 3 статьи 72 Земельного Кодекса РФ

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее — место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов. пункты 16, 17 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641»

С одной стороны, лесопереработчики, которым важно, чтобы их территории были очищены от отходов, готовы всячески этому способствовать. С другой стороны, когда уборка лесного фонда становится проблемой лишь для арендатора, это никак не мотивирует власти к организации эффективного процесса сбора мусора на территории населенных пунктов.

Вас может заинтересовать ::  Льготы для малоимущих семей в барнауле

«Когда объект расположен вне зоны населенного пункта, то отвечать за его уборку должен уполномоченный орган государственной власти, — подчеркивает Никулина. — А если земли лесного фонда переданы для использования по договору аренды, то следить за чистотой лесных участков, вероятнее всего, будет обязан сам арендатор. Многое зависит от условий договора».

«Если на свалке находятся в основном ТБО, то владелец или арендатор территории в праве убрать такой мусор, но с привлечением специализированной организации, которая обладает лицензией на право осуществления деятельности по сбору и утилизации бытовых отходов. Если лесозаготовитель по договору с собственником земель лесного фонда имеет право на получение в собственность отходов древесины, то и убирать такой мусор он в праве самостоятельно. Если же такое право отсутствует, то отходы древесины принадлежат собственнику лесного фонда. Договором аренды или иным договором может быть также предусмотрена обязанность лесозаготовителя передавать отходы древесины, так называемые порубочные остатки, в пункты сбора и переработки древесины», — разъясняет Екатерина Никулина.

Число несанкционированных свалок растёт в геометрической прогрессии – на каждую ликвидированную свалку приходятся три новые. Очевидно, что региональные компании-операторы в сфере оборота мусора пока не в силах остановить этот процесс. Во многом проблема усугубляется дефектами законодательства – например, тем, что для ликвидации свалки мусор необходимо классифицировать по классам опасности. На практике, как считают эксперты, жесткие требования закона заводят ситуацию в тупик, поскольку не учитывают жизненных реалий.

Понятно, что во многом появление стихийных свалок обусловлено плохой организацией сбора отходов. Люди везут бытовые и другие отходы в лес из-за того, что в поселениях мало или вовсе нет мусорных баков и контейнеров. Более сознательные граждане вывозят мусор с собой в город, но многие, особенно дачники, возвращающиеся из садоводств, оставляют мусор в соседнем лесу.

Кто обязан убирать свалку на землях лесного фонда? Лесничество или муниципалы

С 2015 г. с Федерального агентства лесного хозяйства были сняты полномочия по выявлению и ликвидации свалок на территории земель лесного фонда. Соответствующие поправки были внесены в Лесной кодекс РФ. При этом, как отмечают эксперты Народного фронта, ни на кого другого эти функции не были возложены, так как свалки в лесах вдруг перестали представлять санитарно-эпидемиологическую опасность.

Согласно подпункта 18 пункта 1 статьи 14 и пунктом 4 статьи 14 закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения и муниципальных районов относится вопрос участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.

Власти Нерюнгринского района не согласны с такой трактовкой и просят КС освободить их от обязанности по расчистке бесхозных свалок: предусмотренные законом полномочия в этой сфере подразумевают лишь оказание «регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования», настаивают заявители.

Как объясняет руководитель группы лесоперерабатывающих компаний в Ленинградской области Runko Group Александр Ошкаев, не первый год занимающийся проблемой вывоза мусора из арендуемых организациями лесных массивов, несмотря на желание ликвидировать нелегальные свалки, законодательного права делать это компании-арендаторы не имеют.

Заявить о переводе земель лесного фонда в категорию земель поселений могут физические и юридические лица, органы государственного и местного самоуправления. Для этого необходимо подать в Федеральное агентство лесного хозяйства комплект документов, включающий в свой состав:

Изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года N 26-П правовые позиции, раскрывающие конституционно-правовые начала участия местного самоуправления в отношениях по обращению с отходами, — в системе законодательного регулирования, основанного на единообразном, независимо от вида муниципального образования, подходе к определению полномочий органов местного самоуправления по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в отношении лесов, — подлежат учету и при решении вопросов, связанных с ликвидацией несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на относящихся к землям лесного фонда лесных участках, расположенных на территории муниципального района, имея в виду, что, по общему правилу, принятие мер, направленных на ликвидацию указанных загрязнений окружающей среды, должно обеспечиваться уполномоченными исполнительными органами государственной власти, а участие в данных отношениях органов местного самоуправления предполагает четкое законодательное регулирование возложенных на них полномочий, не расходящихся по своему характеру с правовой природой местного самоуправления и соразмерно обеспечиваемых из соответствующих финансовых источников в целях покрытия расходов на связанные с этим мероприятия.

3.3. Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 23 декабря 1997 года N 21-П, от 23 февраля 1999 года N 4-П, от 28 марта 2000 года N 5-П, от 23 января 2007 года N 1-П, от 8 ноября 2012 года N 25-П, от 23 сентября 2014 года N 24-П, от 12 марта 2015 года N 4-П и др.), в судебной практике должно обеспечиваться конституционное истолкование подлежащих применению нормативных положений. Следовательно, с момента вступления Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года N 26-П в силу суды должны были учитывать изложенные в нем правовые позиции, определяющие конституционно-правовые основы участия органов местного самоуправления в отношениях по обращению с отходами, в том числе при разрешении дел, касающихся определения полномочий и объема финансовых обязательств муниципальных районов в указанной сфере.

Вас может заинтересовать ::  Договор бессрочного пользования помещением в оперативном управлении образец

Анализ отнесенных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению муниципальных районов вопросов в сфере обращения с отходами в их сопоставлении с вопросами в той же сфере, закрепленными за городскими округами, свидетельствует — во взаимосвязи с федеральными законами «Об охране окружающей среды» (пункт 2 статьи 7) и «Об отходах производства и потребления» (пункт 2 статьи 8) — о том, что законодателем для определения характера участия муниципальных образований этих видов в указанной деятельности использована общая родовая категория «организация» (в прежней редакции) и, соответственно, на муниципальные районы, как и на городские округа, возложена не вся полнота бремени несения затрат по очистке территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами, а именно осуществление мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности такой очистки. Это тем более относится к действующей редакции рассматриваемых законоположений, где говорится об «участии в организации».

Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414, также предусматривают обеспечение проведения соответствующих санитарно-оздоровительных мероприятий органами местного самоуправления лишь в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований, а в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, — уполномоченными федеральными органами исполнительной власти либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в частности в отношении земель лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 3).

«По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Нерюнгринский район»

В соответствии с положением пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) являются полномочиями, переданными для исполнения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 80.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Таким образом, несанкционированное размещение в лесах отходов производства и потребления необходимо устранять в рамках мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) путем выявления, пресечения и понуждения к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах.

Исходя из норм действующего законодательства органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены всеми необходимыми полномочиями для осуществления деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов и утилизации отходов, в том числе, твердых коммунальных отходов.

Использование многооперационных машин, иной лесозаготовительной техники приводит к образованию порубочных остатков, может привести к загрязнению горюче-смазочными материалами, оказывать какое-либо иное негативное воздействие вследствие эксплуатации машин. Устранение подобных негативных последствий лесозаготовок – прямая обязанность арендатора лесного участка, регламентируемая нормами лесного права. И от этой обязанности арендатор не уклоняется.

В связи с этим следует опираться на нормы федеральных законов: № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 13 и 42 Земельного кодекса РФ, а также на нормы принятых в развитии вышеуказанных законов муниципальных правовых актов, направленных на обеспечение санитарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия граждан как на одно из условий реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

– Владимир Николаевич, как попадают отходы или мусор в лес и сколько их?
– Объемы бытовых отходов, отходов промышленного производства, строительства и пр., которые сегодня находятся на поверхности земли и в земле лесного фонда, никто не учитывает. Информация об обнаружении очередной свалки в лесу носит случайный характер.

Можно назвать несколько путей, по которым происходит проникновение мусора в наши леса, но во всех случаях виновным является человек, его уровень культуры. Здесь существуют две большие группы: отдыхающие в лесу и предприниматели от мусорного бизнеса, желающие снизить свои затраты за счет ухудшения санитарного состояния лесов, ведь путь на специализированные полигонысвалки или мусоросжигательные заводы сопряжен с расходами.

– Есть ли шансы у ответчика-арендатора не производить очистку лесного участка от захламления бытовыми отходами?
– По моему мнению, правовая позиция ответчика должна иметь наступательный характер. Я подчеркиваю: не оборонительный, когда пытаются свести к максимальному уменьшению все негативные последствия для арендатора, а наступательный, когда надо доказывать необоснованность и незаконность предъявляемых требований.

Ликвидация свалок на землях лесного фонда 2021

Введение лицензий на оборот ТБО ставит компании, самостоятельно пытающиеся убрать стихийно возникающие свалки, вне закона. «Чтобы ликвидировать свалку, нужно признать мусор своим, оформить паспорт отходов. Иначе уборка мусора будет признана нелицензионной деятельностью. Мусор нужно не просто признать своим, но и доказать, что он наш, — констатирует Ошкаев. — Единственный доступный нам инструмент – уборка свалок по решению суда. А это процесс не быстрый».

«Если отходы образовались в результате хозяйственной деятельности владельца лесного участка, обязанность по их ликвидации возлагается на владельца лесного участка, – подчеркивает Михаил Бойцов. – Арендатор не только вправе, но и обязан убирать образующиеся свалки.

Оборот ТБО регулируется рядом правовых актов, в числе которых Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89 с внесенными в июле 2108 года изменениями; постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2000 года № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»; постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов»; постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2002 года № 340 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами» и другие.

Сейчас лесничие при обнаружении свалки должны предпринимать меры по установлению виновника, за чей счет и должна производиться уборка. Однако, по словам чиновника администрации, на практике составленный лесничими акт о нарушении сразу направляется в прокуратуру, которая выносит представление в адрес местных властей и при необходимости обращается в суд. Муниципалитет убирает несанкционированные свалки на территориях общего пользования внутри города, а обязанность убирать их в лесах закон на органы местного самоуправления не возлагает, считает собеседник издания. Иными словами, заявители просят КС признать, что о чистоте земельного участка должен заботиться его собственник, если иное прямо не сказано в законе.

Эксперт подробно разъясняет, что положениями статьи 14, пунктом 2 указанного Закона предусмотрено, что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I — IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (пункт 3).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector